Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ , МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ вестны в этот период заводы Смирновых, Митро­ фанова, Стуколкина, в начале завод Лебедева (в на­ чале 1850-х), на которых нередко изготовлялись как большие колокола по заказу церквей и монас­ тырей, так и маленькие поддужные колокольчики и бубенчики. Помимо колокололитейных заводов, было множество и поддужноколокольных мастер­ ских, таких, как Василия Невзорова или Василия Нефедова. Сбыт колокольчиков и бубенчиков в основном осуществлялся в Петербурге и Москве, а также других городах и на ярмарках. В середине XIX века в Валдае действуют коло­ кололитейные заводы Макара Стуколкина, Алек­ сея Чистюнина, Василия Усачева, которые производят большие колокола на заказ, а начиная от 5-пудовых до поддужных и столовых колоколь­ чиков и бубенчиков —на продажу. С началом строительства в 1843 году Никола­ евской железной дороги, соединявшей Петербург с Москвой, объем производства колокольчиков с каждым годом стал сокращаться. Сказывалась и су­ ществующая конкуренция с производством коло­ кольчиков в Касимове и Пурехе, в других центрах, развивавших поддужноколокольный промысел гораздо позже валдайского. К началу 80-90-х годов XIX века в Валдае ос­ тался лишь один завод —Пелагеи Ивановны Уса­ чевой (вдовы Василия Васильевича Усачева), пе­ решедший затем к ее сыновьям, —Николаю и Яко­ ву Усачёвым, которые отливали уже только боль­ шие церковные колокола, а в период нэпа —стан­ ционные, театральные, пожарные колокола и сиг­ нальные колокольчики под электроарматуру. Про­ существовал завод вплоть до 1927 года. К концу XIX века производство поддужных колокольчиков в Валдае прекратилось. Сергей Образцов в книге «Моя Кунсткамера» рассказывает о своей коллекции колокольчиков, где нашли место и валдайские: «И вдруг вижу: рядом с гитарой колокольчики. Десять штук. Такие коло­ кольчики в России к дугам лошадей подвязывали. <...> Взял я один медный колокольчик, а на нём прочёл: „Дар Валдая. 1810“. Так ведь это же пуш­ кинские времена! Помните, как в песне: „Иколоколь­ чик, дар Валдая, звенит уныло под дугой Вот они — три колокольчика у притолоки ви­ сят. Иногда я ими звоню. Стучу палочкой сразу по всем: тренъ, трень-трень, трень... Замечательно звонят! Как при Пушкине!» (Образцов, 1990. С. 62). Когда-то тройки, снег взметая, Неслись дорогой столбовой, И колокольчик —дар Валдая — Звенел под расписной дугой. То заглушая конский топот, Опережая бег ветров, Звучала добрая работа Валдайских старых мастеров. Теперь машины мчат по трассе, Но колокольчик не молчит. То прозвенит он в школьном классе, То сувениром восхитит. Михаил Грувман. «Дар Валдая» Колокола Ивврского монастыря Фото Н. Большаковой 432

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz