Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ЗВОНКОЗВОННАЯ РУСЬ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Как колокольчик золотой, Он звонкой песней захлебнулся. Так не кляни его за то, Что на крутом пути споткнулся. Николай Рыленков. «Памяти Есенина» Сергей Есенин! Кто не знает этого имени?! Са­ мый русский поэт начала XX века. И поэзия его самая звонкая, хотя время, в которое ему пришлось жить — «...время крутых поворотов в истории Рос­ сии », как пишет во вступительной статье к есенин­ скому трехтомнику Юрий Прокушев. Оно «поме­ чено» и революционными баррикадами 1905 года, и ленской грозой 1912 года, и пожаром Первой мировой войны, и крушением самодержавия в фев­ ральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Ав­ роры» (Есенин, 1983. Т. 1. С. 8). Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздается Голос по лесам... «Колокол дремавший» Колокольный звон в жизни Российского госу­ дарства и русского народа становится одним из са­ мых ярких черт, имеющих не только богослужеб­ ное значение, но и гражданское, особым, самостоя­ тельным языком русской культуры. С давних вре­ мен колокольный звон являлся великой объ­ единительной силой, подымающей народы на за­ щиту своей родины. Вслушиваясь в звон колоко­ лов, обнаруживаешь, что каждый из них имеет соб­ ственный неповторимый голос, свою судьбу. Есенин вырос под колокольные звоны и пото­ му, как бы события, связанные с революционным движением, не захватывали молодого поэта и не появлялись стихи на эту тему, в которых слыша­ лось бунтарское начало, как в поэме «Ленин»: « Рос­ сия - страшный чудный звон » или в «Пугачеве»: «Уже слышится благовест бунтов», поэзия Есени­ на при этом не стала поэзией плакатной, а стихи — лозунгами. Все его творчество проникновенно, ис­ кренне, звонкоголосо, колокольно! И главный гла­ гол в поэзии Есенина —глагол «звенеть». Читая его стихи, обнаруживаешь и совершен­ но новое определения звона. Его мы находим в стихотворении, посвященном Дню Святой Трои­ цы, —празднику, входящему в число двунадеся­ тых праздников русского православия, в основе которого рассказ о сошествии Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Пасхи. Итак, обратимся к стихотворению поэта, имею­ щему сразу два варианта: Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. и Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам зычный перезвон. Видим, что в одном и том же стихотворении поэтом заменяется только определение звона. «Бе­ лый перезвон » читателем может восприниматься и как образ чистоты звука, и как звенящая бело- ствольность берез, а « зычный » —это уже характер. В стихотворении «Ус» звоны у Есенина раскраше­ ны. Красный звон понятен —звон праздничный, часто употребляемый, но почему «синий»! Не белы снега по-над Доном Заметали степь синим звоном. Под крутой горой, что ль под тыном, Расставалась мать с верным сыном. <...> «Уж ты, мать моя, голубица, Сбереги ты ус на божнице; Окропи его красным звоном, Положи его под икону!» 412

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz