Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ Ответ находим в стихотворении «Иорданская голубица»: Небо - как колокол, Месяц - язык, Мать моя родина, Я - большевик. <...> Крепкий и сильный, На гибель твою, В колокол синий Я месяцем бью. Оказывается, все просто, Есенин ассоциирует «колокол синий» и «синий звон » с небом. Потому в стихотворении «Ах, как много на свете кошек» и звезда у него «звенит голубая». А какие образные определения он дает своим звонам в стихах! Звон — «тихий раскованный» («Подражанье песне»), « пушистый» («Пушистый звон и руга»), «снежный» («Поэма о 36»), «ветря­ ный» («Закружилась пряжа снежистого льна»). И уже более привычный — «волховский» («Отчарь»), «звон побед » («Польша»), « монастырский» («Бо­ гатырский посвист»), В поэме «Анна Онегина» Есенин заменяет при­ вычное слово «звон» на новое «звень», и с этим воз­ никают уже другие ощущения окружающей при­ роды. То мы видим «приятную хладную звень», то «равнинную тихую звень». Звенящая его поэзия, иначе не назовешь. И зво­ ны в ней появляются, уже совершенно не связан­ ные с церковными понятиями, как « звон твоей лам­ пады» («О мед воспоминаний»). Они, если мож­ но так выразиться, озванивают все вокруг: и «звон далеких лип!» («О мед воспоминаний»), и «крыл колосистых звон » («Инония»), и «звон сосняка » («Колдунья»), и «...звон поцелуя » («Отчарь»), и « перепельи звоны ветра » («Даль подернулась ту­ маном»), И он себя, а может нас, спрашивает: «о чем звенит песок?» («Зелёная прическа»). «Косма­ тый ветер» у него «рассыпал звонистую дробь» («Лисица»), а «обгрызанный костыль» начинает звенеть в его руке в стихотворении «Нищий с па­ перти». Следуя за его «звоном стропил » («Есть светлая радость под сенью кустов»), мы «в тиши­ не ночной» слышим «звенящий голос жаб» («Испо­ ведь хулигана»). Успокаиваемся «с ручейками ти- хозвонными» («Лебедушка»), « перезвонною вол- Вид с колокольни села Константинова Фото Н. Большаковой ной » («Под венком лесной ромашки»), « звоном звезд насыпая уши» («По-осеннему кычет сова»), И дожди у него « звонистые» («Старухи»), и «по кустам звенит капель» («Руси»), звенит «как ко­ лос с земли растущий снег» («Октоих») и «перо не быльница, но в нем есть звон » —стихотворение, имеющее название по этой строке, и « отзвенел дав­ но звеневший сад» («Золото холодное луны»), и «на гумне вперебой зазвенели цепы» («Молотьба»), и в стихотворении «Прячет месяц за овинами» весна у Есенина «серьги звонкие повесила», и становится «резче^вон, прилипший на копытах» («Табун»), Звенеть поэт призывает гитару в «Руси уходящей» и Мать-сыру землю в «Небесном барабанщике». И слышится нам тоска в строке поэта, когда он вос­ клицает: « прозвенит твой сон» («Проплесал, про­ плакал дождь весенний»), точно предчувствуя свою трагическую кончину. И все же поэзия его вольная, душевная, звенящая, истинно русская поэзия - колокольная! 413

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz