Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ тюре «1812 год», где картина всеобщего ликования сопровождена колокольным звоном и в опере «Оп­ ричник». Здесь музыка колокольных звонов отра­ жает страшную эпоху Ивана Грозного и способ­ ствует выявлению главной сюжетной линии —тра­ гедии боярина Андрея Морозова, соединившего свою жизнь с опричниной. Слышатся колокольные звоны в сюите «Кремль» у А. К. Глазунова, у Ц. А. Кюи —в опере «Ратклиф», у А. Н. Серова —в опере «Рогнеда» (политический звон), у Э. Ф. Направника —в опе­ ре «Нижегородцы», у А. Прокофьева —в кантате «Александр Невский» и «Здравица», во вступле­ нии ко Второй симфонии. В 1976 году на Ленин­ градской сцене Академического театра драмы про­ шла комическая опера «Корневильские колокола» Р. Планкетта по мотивам пьесы Л. Клервиля и Ш. Габэ, либретто И. М. Теслера. Слышатся зво­ ны в «Кармен-сюите» и «Русские звоны» из «Концертино» для смешенного хора a cappella у Р. Щедрина. А. М. Покровский пишет и еще об одном му­ зыкальном произведении для фортепиано в две руки, темой которого стали колокольные звоны, — «Благовест Великого Новгорода» Я. И. Кобызско- го. Находим колокольные звоны и в произведени­ ях более современных новгородских композиторов: В. М. Корсунского —«Воскресное утро в древнем Новгороде» и Алексея Курбанова —в фортепиан­ ных произведениях и вокальных для голоса с роя­ лем. Последние пять лет Курбанов проживает в Норвегии и работает органным музыкантом при кирхе. В произведениях Георгия Свиридова «Дере­ вянная Русь» и поэма «Памяти Сергея Есенина» используются, что происходило крайне редко, на­ туральные колокола. Музыку трубчатых колоко­ лов можно услышать в произведениях Д. Шоста­ ковича в поэме «Казнь Степана Разина», и в 11-й и 13-й симфониях, цикле романсов (1-м, 2-м, 4-м и 6-м), которые начинаются тихими колокольными звонами. Найти колокольные темы можно в произведе­ ниях И. Данилова в колокольной пьесе «Белая ночь», в камерной кантате для сопрано, меццо-со­ прано, двух фортепиано и ударных у И. Манукя- на, написанной на стихи известного испанского поэта Ф. Гарсиа Лорки, у В. В. Оловникова на сло­ ва В.Готовского «Колокола Хатыни» —произве­ дении для голоса и фортепиано, у И. Худолей в концертной сюите для фортепиано «Звоны» по опере С.Мусоргского «Борис Годунов», у Л. К. Шлег в инструментальном цикле «Благо­ вест», в «Серенаде» А. Шнитке, в коде 6-й части «Солнце инков» Э. Денисова. Из западноевропейских опер изображение зво­ на есть в опере «Симоне Бокканегра» Джузеппе Верди, где колокола возвещают об окончании цер­ ковной службы, в «Пророке» и «Гугенотах» Мейер­ бера, где автор «...применяет для набата наиболее низкие из употребляемых колоколов, издающих зву­ ки фа в 1-й октаве и до во 2-й» (Брокгауз, Ефрон, 1895. Т. 30. С. 724). Пронизано колокольностью творчество и французского композитора и органи­ ста Оливье Мессиана, который использует в своих произведениях «Туранголила-симфония», «Цветы небесного города», «Семь хокку», «Экзотические птицы», «Хронохромия» и «Чаю воскресение мерт­ вых» трубчатые колокола. Вот как о нем отзывает­ ся Валентин Ковалив: «Музыка Мессиана близка к яркой и красочной фреске. Она передает радость жизни, его любовь к Востоку. Колокола О. Мессиана подобны восточным храмовым колоколам. Это звон­ кий, сложный по тембру, но всегда „объективный“ инструмент, часто применяемый для сопровожде­ ния хоралов» (Ковалив, 2003. С. 116.). Приводит Ковалив и других композиторов, в произведениях которых нашли свое отражение трубчатые колокола. Это «Три поэмы Анри Миш- ко» В. Лютославского, финал «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, 5-я часть сюиты для ор­ кестра «Планеты» («Сатурн, несущий скорость») Т. Холста. В опере венгерского композитора Зол­ тана Кодай «Хари Янош» колокольным звоном выражен перезвон курантов венской городской ратуши. У знаменитого норвежского композитора Эдварда Грига имитация колокольного звона по­ казана в пьесе «Колокольный звон», у француз­ ского композитора И. Депорта —в «Старой коло­ кольне», у немецкого Ф. Финко — в «Колокола. Нитры звенят громко» и других. Но звон колоколов у западноевропейских ком­ позиторов для русского человека менее значителен в сравнении с нашим —величественным и могу­ чим церковным колокольным звоном. 411

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz