Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ЛИТЕРАТУРНО-ПЕСЕННЫЕ «ТРОЙКИ» Поговорим о русских народных и авторских пес­ нях с названием «Тройка». В 1839 году в Москве на страницах «Альманаха на 1840 год Н. Анордиста» были опубликованы стихотворения под общим на­ званием «Тройки переделанные, четыре», в которых варьировались строки Пушкина, Федора Глинки и Вяземского. Но в памяти народной осталось лишь первое, благодаря тому, что было положено на му­ зыку. В нотных изданиях имя автора читается по­ рой: Иван Анордист. Такой псевдоним взял себе издатель «Альманаха на 1840 г.» Николай Радостин, имя которого в то время не говорило знатокам ли­ тературы ничего. Но издание было замечено, пото­ му как в подобных альманахах, как правило, дела­ лась попытка представить лучшие произведения года, такие, так «Тройка» Николая Радостина (Анордиста) и композитора Петра Булахова: Гремит звонок, и тройка мчится, За нею пыль, виясъ столбом: Вечерний звон помалу длится, Безмолвье мертвое кругом... В песне Анордиста ямщик предчувствует свою скорую смерть, потому и говорит, что о нем «сгру- стятся лошадушки», мечтает, чтоб «девица моло­ дая» пришла бы на его могилку. Литературный текст песни Анордиста мало знаком читателю, потому как в народе его песня была переделана и начиналась со второго куплета. Зато следующая «Тройка» Федора Глинки, одно­ фамильца основоположника русской классической музыки Михаила Глинки, была известна всем. Поэт, публицист, участник Отечественной войны 1812 года, описанной им в «Письмах русского офи­ цера», был и деятельным членом тайных декабри­ стских организаций — «Союза спасения» и «Со- Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт; Колокольчик звонко плачет И хохочет, и визжит. По дороге голосисто Раздается яркий звон: То вдали отбрякнет чисто, То застонет глухо он... П. А. Вяземский юза благоденствия», умер, прожив 94 года, а его «Тройка», его творение живо до сих пор: Вот мчится тройка удалая В Казань дорогой столбовой, И колокольчик, дар Валдая, Гудет уныло под дугой... Сам Ф. Н. Глинка говорил: «Сия песня, сделав­ шаяся народной, в первоначальном своем виде со­ ставляла часть стихотворения Глинки „Сон рус­ ского на чужбине“. Она не была напечатана особо, и оттого ее пели с разными изменениями». Но пока мы говорили только о стихах песни, а кто же является ее композитором? Им был Алек­ сей Николаевич Верстовский —знаменитый в ту пору автор опер «Пан Твардовский», «Аскольдова могила», «Громобой»... Музыку к словам Глинки он написал в 1828 году, а через года три она уже стала народной. У А. В. Рева есть стихотворение «Подарок» с небольшим предисловием «Кого люблю — тому дарю»: Подарок этот, старый мастер, Беру как самый дорогой, Недаром он лет полтораста Гремел и плакал под дугой. Ямщик, что звонко мчал на тройке, Из молодцов был молодей. И в Вятку вкатывался бойко, Звучал во весь колоколец! В пути, в ночи метельной мглистой Он медный голос подавал. Приветным звоном декабристов, Как русской песней, развлекал. И западала песня в сердце Всех подневольных седоков: Ее запомнил ссыльный Герцен, 382

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz