Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ Запомнил ссыльный Салтыков... Еще тому я рад в подарке, Что колокольчик твой ямской, О мастер Каркин, славил Вятку И славил город Слободской. Интересно, что литейщики брали надписи для ямских колокольчиков из строчек песен. Особен­ ной популярностью пользовалась «Тройка» Федо­ ра Глинки: «МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ ИКОЛОКОЛЧИКЪДАРЪВАЛДАЯ» «МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ КОЛОКОЛЧИКЪ ДАРЪ ВАЛДАЯ» «МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ ВДОЛЬ ДОРОЖКИ СТОЛБОВОЙ» «МЧИТСЯ ТРОЙКА ПОДУГОЙ» «ПОДСИМ КОЛКОЛ ВАЛДАЯ МЧИТЦА ТРОЙКА УДАЛАЯ Н.К.» «ЗВЕНИТЪ КОЛОКОЛЧИКЪ ПОДЪДУГ» «КОЛКОЛ ДАРЪ ВАЛДАЯ ЗАЕНИ УНЫЛА ПОТДУГОЙ» «И КАЛОКОЛЧИКЪ ДАРЪ ВАЛДАЯ» «ДАРЪ ВАЛДАЯ». Имеется колокольчик и с более полной фразой из песни Ф. Глинки, отлитый примерно в 1851 году: «ВОТ МЧИТСЯ ТРОЙКА УДАЛАЯ ПО ТОЙ ДОРОГЕ СТОЛ­ БОВОЙ И КОЛОКОЛЬЧИК ДАР ВАЛДАЯ ГУДИТ УНЫЛО ПОД ДУГОЙ». В 1834 году в петербургском альманахе «Но­ воселье» была напечатана новая песня — «Еще тройка», ставшая также знаменитой, поэта Петра Андреевича Вяземского. Она начиналась словами: «Тройка мчится, тройка скачет». Музыку на стихи П. А. Вяземского «Еще тройка» написал компози­ тор Павел Булахов. Есть у Вяземского и стихотво­ рение «Дорожная дума», в которой мы также слы­ шим звон колокольчика: «Колокольчик однозвуч­ ный ,/ Крик протяжный ямщика ,/ Зимней степи сумрак скучный,/ Саван неба —облака!» Несмотря на все неудобства езды на тройках — усталость от долгого сидения и длительного путе­ шествия, холод, задержки на станциях с лошадьми и так далее —звон колокольчиков и песни ямщиков оказывались для многих путешественников непов­ торимой поэзией в дороге и долгие годы хранились в памяти. Недаром все тот же Вяземский, тоскуя по настоящей исконно русской езде, в стихотворении «Памяти живописца Орловского» писал: Но как раньше-то бывало, Раздавался под дугой Голосистый запевало, Колокольчик рассыпной. А теперь, где эти тройки? Где их ухарский побег? Где ты, колокольчик бойкий, Ты, поэзия телег? И после «Тройки» П. А. Вяземского поэтиче­ ские «тройки» стали появляться одна за другой. Разных вариантов их известно более сотни, но не во всех звучит знаменитый ямской колокольчик, а для нас интересны лишь те, которые неразделимы с русской тройкой. Возникли они в конце XIX — начале XX столетия, когда основным средством передвижения были лошади, но ведь стихи о трой­ ках появляются и до сих пор. Вот насколько «рус­ скость» троек вошла в наше сознание. Колокольной надписью стала и еще одна фра­ за из песни на стихи другого безвестного поэта Гри­ гория Малышева «Свидание через пятнадцать лет», датированное 1848 годом: «ЗВЕНИ ЗВОНОКЪ ЗВЕ­ НИ ЗВОНЧЕЕ ЛИХАЯ ТРОЙКА ВИХР МЧИСЬ». Малышев не стал профессиональным поэтом, но книжечку своих стихов в 1848 году все же выпустил. С семи лет Малышев был разлучен с родными. Сначала его отдали в музыкальное «казённое заведение», а по достижении семнадцати лет направили участво­ вать в турецкой войне, позже он прошел и Польскую кампанию. Скорее всего, поэт в стихот­ ворении рассказал о своей собственной судьбе. Солдатский сын, он, так же как и его отец, служил в армии, затем состоял регентом при петербург­ ской Придворной певческой капелле. Потому, по­ кинув родительский дом в семилетием возрасте и вернувшись в него уже зрелым человеком, был не- узнан родней и поэтому в его стихотворении «Сви­ дание через пятнадцать лет» запечатлено мгнове­ ние радости: Звенит звонок, и тройка мчится. Несется пыль по столбовой; На крыльях радости стремится В дом кровный воин молодой. Он с ними юношей расстался, Пятнадцать лет в разлуке жил; В чужих землях с врагами дрался, Царю, отечеству служил. И вот в глазах село родное, На храме божьем крест горит! Забилось сильно ретивое, Слеза невольная блестит. 383

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz