Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ В английской сказке, необыкновенно красивой и романтической, рассказывается о девушке-эль- фе по имени Незабудка. Услышав однажды краси­ вые далёкие звуки колоколов деревенской церкви, смягчённые до необычайной нежности дальностью расстояния, божественные звуки привели ее в вос­ торг. И она объявила: тот, кто сумеет смастерить колокольчик, который будет издавать такие же милые и нежные звуки, тому отдаст она свою руку и сердце. Что тут началось! И какие только чудеса выдумки не проявляли маленькие эльфы. Но у них ничего не получилось. Только один маленький эльф не собирался сда­ ваться. Он догадался прибегнуть к помощи фей и попросил их подсказать ему, как сделать чудесные колокола, которые принесут гармоничные звуки в царство эльфов. Надо сказать, что феи были озор­ ными созданиями и очень охотно делали всякие волшебные вещицы. Идея эльфа пришлась им по вкусу, и они с азартом принялись за дело. Из ку­ сочков небесного свода феи сотворили крохотные колокольчики. Эти колокольчики они повесили на зелёные стебельки и вложили в них по маленько­ му обломку звёзд. Фея колокольчиков. Схема для вышивки И «вскоре по небу разлился янтарный отблеск утра, и вместе с утром поднялся тихий, нежный ветерок. Он слегка зашелестел листьями дуба и поцеловал лесные анемоны нежным поцелуем. Он склонил метелки трав и слегка зарябил лоно ручей­ ка. Вдруг он встряхнул слегка опущенные головки колокольчиков и, к удивлению и восторгу эльфа, раз­ дался гармоничный, тихий звон». Никогда ещё в царстве эльфов не раздавались подобные звуки. Маленькая Незабудка подбежа­ ла к месту, откуда разносились чарующие звуки, и обвила руками шею Эльфа. А кто не помнит сказку Александра Милна про Вини Пуха и одного из его друзей ослика Иа-Иа! А ведь в ней тоже упоминается дверной колоколь­ чик. Придя в гости к Сове, Пух обратил внимание на звонок и объявление, под которыми висел «...ко­ локольчик и шнурок, который шёл от него, и чем больше он смотрел на шнурок колокольчика, тем больше он чувствовал, что он где-то видел что-то очень похожее...» (Милн, 1985. С. 509). Звоном серебряного колокольчика в сказке Теодора Гофмана «Щелкунчик и мышиный Ко­ роль» начинаются чудеса: «Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: динь-динь, динь- динь! Двери распахнулись, и ёлка засияла таким блеском, что дети с громким криком „Ах, а х“за­ мерли на пороге» (Сказки зарубежных писателей, 1986. С. 65). И если говорить о сказках с колокольчика­ ми, то это, конечно же, «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского, где толково, очень интересно описан принцип работы и устройство музыкаль­ ной шкатулки. Герой этой сказки маленький Миша знакомится с необыкновенными человечками, ко­ торые ему кажутся все одинаковыми. «— Ан вот и неправда, — отвечал провожа­ тый, — колокольчики не одинаковые. Если бы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один го­ лос, один как другой; в ты слышишь, какие мы пес­ ни выводим. Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще...» И затем Миша узнает, что живется колоколь­ чикам совсем не так уж весело, у них есть злые дядьки-молоточки, постоянно побивающие коло­ 372

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz