Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР кольчики —«Тук-тук-тук!». Пожалел мальчик не­ счастных колокольчиков, но только царевна Пру­ жинка и растолковала ему весь механизм жизни музыкальной шкатулки: «...Кабы я валик не тол­ кала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертел­ ся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, коло­ кольчики бы не звенели; кабы колокольчики не зве­ нели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц » (Сказки народов мира, 1988. С. 278-286). Что касается фантастики и колокольчиков, то здесь необходимо обратиться и к произведению Айзека Азимова «Поющий колокольчик», в кото­ ром автор описывает время далекого будущего, ког­ да слетать на Луну ничего не стоит и обернуться можно туда и обратно менее чем за месяц, что и сделал герой Азимова Пейтон. Летал он на Луну за поющими колокольчиками, которые можно было найти в стенках лунных кратеров. Вот как описан автором один из подобных колокольчиков, хоть и с изъяном: «Колокольчик висел на аккурат­ но впаянной в него тонкой проволочке. Изъян заме­ тить было нетрудно: примерно на середине коло­ кольчик опоясывала вмятинка, так что он напоми­ нал два косо сплетенных шарика. И все-таки его любовно отполировали до неяркого серебристо-се­ рого блеска; на бархатистой поверхности видне­ лись те крошечные оспинки, которые не удавалось воспроизвести ни в одной лаборатории, пытавшей­ ся синтезировать искусственные колокольчики». А вот как звучал этот колокольчик, когда по нему слегка ударяли широким концом костяной ложки: «Казалось, где-то вдали запели миллионы арф. Пение нарастало, затихало и возвращалось снова. Оно возникало словно нигде. Оно звучало в душе у слушателя, небывало сладостное, и груст­ ное, и трепетное » (Азимов, 1992. С. 303-319). Ну, а ко всему прочему поющие колокольчики были контрабандным товаром и стоили целого состоя­ ния. Это история далека от сказки, скорее, ее мож­ но назвать фантастическим детективом. Написал свою фантастическую быль и Влади­ мир Григорьев, назвав ее «Колокол колоколов», а у Роберта Артура подобная книга называется «Ко­ локольчик из розового хрусталя». Как видим, колокольная тема и здесь нашла свое отражение. Русское народно-поэтическое творчество против религии и колоколов Раскрывая книги «Без бога шире дорога» (Атеистические пословицы и поговорки. 1963) и «Русское народно-поэтическое творчество против церкви и религии» (Русское народно-поэтичекое творчество против церкви и религии, 1961), я предполагала, что обязательно найду в них мате­ риалы по колоколам, и не обманулась в своих ожиданиях. Удалось обнаружить целый ряд ате­ истических пословиц и поговорок, в том числе и «колокольных»: Один звон — что кандальный, что церковный. Попы трезвонят, оттого что их на барщину не гонят. «Деньги сюда, деньги сюда!» —звонят все коло­ кола. Поп звонит, да никого в церковь не загонит. Паши меньше, простору больше; избы не кры­ ты, да звон хорош! Колокольным звоном болезни не лечат. Церковь грабит да колокольню правит. Нехай звонят, их на барщину не гонят. На псалтирь уже звонят, да нас не загонят. Великий пост колокольню строит, а суббота Дмитриева главы золотит (о доходах Троице-Сер- гиевой лавры). Из колокольных дворян. Колокольного дворянина по ухваткам знать. К вечерне звонят! — А где же братия? — Пиво пьет. А с каким неуважением говорится в послови­ цах и поговорках о пономарях, людях, чей звонар- ный труд был нисколько не легче, чем любой дру­ гой, да еще в нем требовался и особый дар. Последняя тварь — пономарь. В чужом приходе худо пономарить. Старого пономаря не перепономарить. Сыт пономарь — и попу подает. Пономарю что-то не звонится. Наш пономарь не ест гусей, а пономариха —так и щипать их не умеет. 3 7 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz