Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР — Я уже напился, —отвечает тот. Увидел мальчик волка, обратился к нему: — Зарежь вола! — Не хочу с ним связываться. Тогда он попросил охотника: — Застрели волка! — Я сегодня на охоту не пойду, — отвечает тот. Обратился мальчик к мыши: — Отгрызи ремень с ружья! — Я не голодна, — ответила мышь. Пробегала кошка и мальчик обратился к ней: — Кисонька, съешь мышку! — Мыши такие невкусные, — ответила та. Что делать пастушку? Пошел к собаке: — Укуси кошку, Гривко! Увидела собака, что никто не хочет помогать пастушку, разозлилась да как пустится за кошкой! Кошка — за мышкой. Мышка впилась зубами в ре­ мень охотничьего ружья. Охотник схватил его, на­ ставил на волка. Волк помчался к волу. Вол забрал­ ся в воду. Вода вышла из берегов и залила огонь, огонь накинулся на ржавчину, ржавчина —на топор. То­ пор стал рубить дерево. Дерево наклонилось, маль­ чик схватил колокольчик и побежал звать овец. С тех пор собаки пастухам — верные друзья». У украинцев своя сказка — «Как запорожцы Потёмкина перехитрили». Когда Потёмкин разру­ шил Запорожскую Сечь, то решили запорожцы к туркам бежать. Прознал про это Потёмкин и ре­ шил поймать их: «...выше Никополя натянуть ка­ наты от берега к берегу и на них повесить коло­ кольцы, а на Днепр навести пушки. Мысль была такая:как поплывут ночью, колокольчиков не обой­ дут, тут им и конец». А запорожский атаман при­ казал своим с полсотни дубов срубить да впереди их лодок пустить «...доплыли дубы до канатов, ко­ локольчики сразу: дзинь! дзинь! дзинь!.. Москали — к пушкам да с двух сторон: бух! бух! бух!..» (Укра­ инские сказки в двух книгах, 1993. Книга 2. С. 175). Когда у них заряды закончились, запорожцы и проплыли опасное место. Двенадцать тысяч их, говорят, под турка ушло. В персидской сказке «Шангул и Мангул» Коза, когда волк крадет ее детей козлят Шангула и Ман- гула, приходит к нему, поднимается на крышу и давай по ней прыгать, землю в котел сыпать и го­ ворить: «Коза я, колокольцами бренчу, Копытами по крыше я стучу...» (Сказки народов мира, 1988. T .3.C.623). В чешской «Златовласке» выпавший из клюва на каменный пол золотой волос красавицы зазве­ нел, как колокольчик ( Сказки народов мира, 1988. Т. 4. С. 72). В итальянской «Сказке о двух монастырях» колокольчик призывал к вечерней трапезе мона­ хинь женского монастыря. В другой итальянской сказке «Королевский сокол» один король так любил своего ловчего со­ кола, что повесил ему «...на шею маленький коло­ кольчик наполовину из золота, наполовину из сереб­ ра. Как только птица поворачивала голову, коло­ кольчик звенел то золотым, то серебряным звоном » (Итальянские сказки, 1991. С. 242). Однажды на охоте сокол не прилетел к королю и тот объявил его в розыск, пообещав хорошее воз­ награждение. Обнаружил сокола крестьянин. Он поманил птицу пальцем, и она слетела к нему, заз­ венев колокольчиком. Король сдержал слово и на­ градил крестьянина золотом. В «Приключениях Чипполино» Джанни Рода- ри принц Лимон не только сам был одет с ног до головы во все желтое, но «...у него побрякивал зо­ лотой колокольчик. У придворных Лимонов коло­ кольчики были серебряные, а у солдат-Лимончи- ков — бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, так что получалась великолепная му­ зыка. Послушать ее сбежалась вся улица. Народ ре­ шил, что это пришел бродячий оркестр » (Родари, 1981. С. 305). Другая сказка Родари —«Колоколь­ чик для воров». В ней рассказывается, как некий синьор Гульельмо, живший в лесу и боявшийся разбойников, решил повесить на дверь объявление следующего содержания: «Воров просят звонить в колокольчик. Их сразу же впустят в дом, и они сами убедятся, что взять здесь нечего. По ночам просьба звонить дольше, потому что сплю я крепко ». И ког­ да первый раз зазвонил колокольчик синьор Гуль­ ельмо, уже не боясь, пошел открывать. После это­ го воры часто навещали его, и синьор всегда их принимал очень любезно, одаривая кого куском мыла, кого хлебом с сыром, и воры были ему бла­ годарны за это (Родари, 1981. С. 512). 371

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz