Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО озвучивание колокольни храма Василия Бла­ женного, она поехала учиться первоначальным навыкам в Москву и Архангельск. Со временем Анна стала и сама придумывать красивые мелодии, импровизируя в рамках строгого церковного кано­ на. Написала о колоколах 20 научных статей, со­ брала материал на кандидатскую. Так колокол стал для нее символом знания. Вторая героиня — 23-летняя Лиза Приставке попала в сети тоталитарной секты, от которой ос­ вободил ее колокольный звон, случайно услышан­ ный девушкой. Лиза поступила в Богословский ин­ ститут, и теперь детям интерната преподает Закон Божий. Один из ее сокурсников, став батюшкой и получив приход в селе Покровское Московской области, пригласил Лизу звонить в его храме. Ко­ локол вернул Лизавете веру в жизнь. Третьей героиней очерка оказалась пен­ сионерка Валентина Телешова, которой колокола заменили семью и потерянную работу. Прослужив 21 год в армии телефонисткой в лётных войсках, Валентина в звании сержанта ушла в запас и оста­ лась без работы. Побывав с приятелем в селе Бо- гучарово под Тулой, в храме Сретения Господня, она услышала жалобу бабулек, что некому им на колокольне звонить. А в тот момент привезли на отпевание покойника, которого полагалось встре­ тить и проводить звоном. Так Валентина, раз по­ пробовав позвонить, обнаружила у себя второе призвание и нашла новую профессию. По призна­ нию «колокол для нее — воплощение нерожденного ею ребенка. Она его качает, ощущая сердцем ма­ тери любое изменение настроения». Галина Качук описала трех женщин, три возраста и три разные судьбы, а роднит их всех любовь к колоколам и колокольному звону: « Ка­ кой бы усталой, замученной, огорченной ни появи­ лась звонарица в храме, на колокольне все плохое куда-то уходит. Откуда ни возьмись берутся си­ лы, неудачи уже не кажутся такими глобальными, ошибки — непоправимыми... Церквей, где колоколь­ нями заведуют женщины, в стольном граде все при­ бавляется. В полуразрушенном пока храме Георгия Победоносца, что в Лучниковом переулке, звонари- цей служит монахиня матушка Елена, в храме Тро­ ицы у метро „Коньково “ — юная Ирина Романова. В столице уже два года действует школа звонарей, открытая специалистом-колоколоведом Виктором Шариковым при древнем храме Николая Святите­ ля, что на Раушской набережной. Из 80 ее выпуск­ ников 16 — девушки, женщины и даже... бабушки» (Качук, 1997. С. 14-16). Интересно было узнать и о судьбе звонарицы тульского храма Воскресения Христова Елены Мар­ тыновой, которая тридцать лет жила и работала в Мурманской области в городе Снежногорске. Ког­ да в 1998-м там открыли храм, она стала ходить туда читать и петь на клиросе, а когда понадобилась пса­ ломщица, отец Игорь благословил стать ею Елену. Вернувшись же в свой родной город Тулу, отец За­ харий предложил ей прийти в церковь Воскресения Христова чтецом и звонарем. Чтобы научиться зво­ нарскому искусству, она отправилась во Всехсвят- ский собор к известному в Туле звонарю и певчему Николаю Егоровичу. Елена говорит: «...звонить се­ годня многие пробуют. Но не все потом идут по это­ му пути. И дело даже не в личных данных. Главное, чтобы Бог призвал. Есть особый чин посвящения в звонари, это молитва, которая совершается в хра­ ме. А перед каждым богослужением благословляет батюшка». В уставе церковного звона сказано: «В полном чине православного звона ударение малое оз­ начает древних пророков, великое значит вещание Евангелия. А ударение в металлические била и коло­ кола выражает будущий судБожий» (Киденко, 2007. С. 7). Так молитва, колокол и звонарь сливаются в единое целое —в звон. Из рук в руки Хочется рассказать еще об одном звонаре — Сергее Васильевиче Жаброве из Воронежа. Он зво­ нарскому мастерству посвятил четверть века. Пос­ ле Московского института культуры не только ра­ ботал заведующим клубом, но и пел в церковном хоре Покровского собора, где частенько болел зво­ нарь, вот староста собора и попросил его как-то по­ звонить. Сергей, не имея понятия, как звонить в колокола, все же поднялся на звонницу и отзвонил, как вразумил Господь. Затем проходил учебу зво­ нарского дела у потомственного звонаря Воронеж­ ской Никольской церкви 74-летнего Ивана Нико­ лаевича. Сергей Васильевич говорит: «...звонарское искусство передается изрук вруки. Наставник дол­ жен стоять у тебя за спиной и показывать, под 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz