Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ 33 ступеньки вверх У Наталии Сухининой есть рассказ «Со старой колокольни», в котором повествуется о судьбе сак­ софониста, ушедшего в звонари после трагедии, слу­ чившейся с его сыном, который трое суток не при­ ходил в сознание. Вот тогда-то убитый горем отец, воспитывавший сына со своей второй женой, маче­ хой Алексея, принес молитву Господу, прося во спа­ сение его Алексея, за что будет служить ему вер­ ным рабом, сколько ему жить отпущено. И сын стал поправляться, а отец Андрей Егорович пошел в зво­ нари, оставив «теплое» место в оркестре, хотя все и были против. Мыслимое ли дело, саксофонист —и в звонари. Родным сказал, что обещал это за выздо­ ровление сына. Жена промолчала, а сын пожал пле­ чами. Зато сам Андрей Егорович будто заново ро­ дился, трогая колокол, слегка похлопывал его по упругим бокам, а потом брал за язык и слушал плы­ вущие звуки, так что сердце замирало... Прошло несколько лет, и автор рассказа снова встречается со своим героем, уже переставшим быть звонарем и вернувшимся в оркестр. Чтобы узнать подробности, она пошла в храм, где ей рассказали, что из звонарей он ушел. Помыкавшись один, так как жена не приняла его звонарства, чтобы ее вер­ нуть, снял подрясник, а затем все реже стал появ­ ляться на службу, избегал бесед с батюшкой. Наталья Сухинина далее пишет, что так быва­ ет: обратится человек к Господу, тот слышит его, и человек, окрыленный верой и каким-то новым, не похожим ни на что чувством, начинает новую жизнь. И кажется ему тогда, что у него много сил, а впереди вечный праздник Божьего присутствия.... Но впереди —испытания и испытания, прежде все­ го, на любовь к тем, кто эту его новую жизнь не раз­ деляет. Ему бы смириться, запастись терпением, а он на баррикады лезет, начинает людей обличать. Звонарь Андрей решил силком ближних к Богу привести, а когда не получилось, обломался сам. И уже побитый вновь возвратился на круги своя, не уяснив для себя главного, что вера —это, преж­ де всего, труд души. И как когда-то у него не правы были домаш­ ние, так теперь стали виноватыми храм и колоколь­ ня, батюшка и каждый воскресный день, про­ веденный здесь. Виноваты оказались все, кроме него —звонаря Андрея, саксофониста Андрея Его­ ровича. Не хватило человеку любви, не хватило терпения, как не хватило упорства, чтобы сохра­ нить верность данному обету. И результат... его любимый сын Алексей, вы­ моленный им у Бога, пристрастился к наркотикам. Может, виной всему стал не исполненный до кон­ ца обет, который лег на сына тяжестью невыпол­ ненного отцовского слова? А на старой колокольне звонит, звонит коло­ кол... до которого рукой подать —тридцать три сту­ пеньки вверх, но как нелегко оказалось под­ ниматься по ним к небесной сини. А вниз... Вниз всегда легче, потому что быстрее... Колокола заменили ей семью Поэт В. В. Турапин в сборнике «Береги себя для России» в одном из своих стихотворений с болью в сердце говорит о кровавости двадцатого века и призывает свой голос долететь до звонаря, понимая, что только тот звоном колоколов может очистить пространство России от напастей, свалив­ шихся на нее: ...Семнадцатый! Двадцатый! И тридцатый! Сыны Отечества уходят чередой, Что на пути твоем, кровавый век двадцатый? Убит Есенин и убит Шукшин! Рубцов! Вампилов! Толя Передреев! Россия, Русь лишается вершин, И потому петля на нашей шее. Но если сжать пружину до конца, Пружина эта может распрямиться. Как избежать решеток и свинца? Россия, Русь, должна ты возродиться! Помолимся за здравого царя Так было, Есть И будет на Руси До звонаря, До звонаря, До звонаря! Мой голос эту просьбу донеси. Галина Качук рассказывает о судьбе трех зво- нариц. Первая ее героиня —Анна Бондаренко, «то­ ненькая, сосредоточенная молодая женщина, науч­ ный сотрудник храма-музея Василия Блаженного и по совместительству звонарь на его знаменитой колокольне». Анна не училась звонарному искусству по учеб­ никам. Просто, когда ей предложили взять на себя 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz