Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО XX века была разобрана по бревнышкам и вместе с колокольней перевезена в Малые Карелы. Слу­ шала я Ларису про это чудо деревянного зодчества и вспоминала, как девчонкой, когда с отцом на лет­ ние каникулы приезжала в его родную деревню, бегала вокруг колокольни, совершенно не подозре­ вая о значимости этого строения. Отец рассказы­ вал, как у них с мальчишками в годы войны было единственным развлечением бегать к церкви и на­ блюдать за действиями девушек-артиллеристок. Деревенскую колокольню занимала в те годы жен­ ская батарея, и, чтобы лучше вести наблюдение, девушкам пришлось с церкви снять самый боль­ шой купол. И стали они за это от кушерецких ста­ рух ежедневно угрозы выслушивать да различные пугающие истории... Лариса вспоминала, что в Малых Карелах был один звонарь из военных, воевавший в Анголе, имени не помнила, так вот он все свои эмоции вып­ лескивал через звон, очень эмоционально звонил, что и отличало его манеру звона от других. Перед поездкой Слепынина читала статьи Александра Ярешко, профессионального музыкан- та-звонаря из Саратовской консерватории, про­ сматривала ноты А. А. Израилева. В Малых Каре­ лах научилась северной развязке в звоне и считала ее самой практичной. Она говорит, что возрождение колокольного звона началось с интереса музыкантов професси­ оналов. Поскольку церкви были закрыты, и цер­ ковные звоны никто не производил, его стали осу­ ществлять музыканты из чисто профессионально­ го интереса, понимая, что уходит поколение пос­ ледних звонарей, а с их уходом будут потеряны и все традиции колокольного звона. И надо отдать должное, что молодые звонари в конце 80-х нача­ ле 90-х годов смогли унаследовать пусть не в пол­ ной мере, но хоть что-то из наследия знаменитых звонарей России. Когда Лариса работала в государственном му­ зее, она с другими звонарями звонила в Дни славян­ ской письменности и культуры. Строила поминаль­ ный звон, когда умер известный писатель Евгений Осетров, родившийся в одной из келий Ипатьев­ ского монастыря и сюда же привезенный на отпева­ ние. Через ее руки прошли разные виды звонов. Сей­ час звонит много меньше, хотя и работает в церков­ ном музее при Ипатии. Монастырь передан церкви, и там появились свои звонари чисто церковные. Что для нее звон? Ответила сразу. Это церков­ ный знаменный распев, основы которого сохрани­ лись именно в колокольном звоне, просто их ник­ то, по ее словам, не сопоставлял. Это с чисто про­ фессиональной музыковедческой точки зрения. А с человеческой —выражение генетической памя­ ти народа. Ведь все мы родились в беззвонное со­ ветское время, но когда, например, она слышала ко­ локольный звон, внутри ее как будто что-то обры­ валось. А на вопрос, почему у разных звонарей су­ ществует своя манера звона, ответила просто: зво­ нарям приходится приноравливаться к каждому отдельному набору колоколов и к каждой отдель­ ной местности, со своим святым, который там осо­ бо почитался, потому и направленность в этой ме­ стности на какой-то определенный аспект больше, чем в другом. А вообще звонят по наитию, как Бог подскажет. Н. Большакова пробует звонить на колокольне в г. Вытегре Вологодской области. Фото В. Зяблова 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz