Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Звонит, по наитию, как Бог подскажет В Костроме у меня произошла встреча с Лари­ сой Слепыниной, бравшей уроки звонарного мастер­ ства в Малых Карелах у Ивана Васильевича Дани­ лова. Стройная, небольшого росточка в огромных очках, она больше походила на кабинетного работ­ ника, нежели на звонаря, и как выяснилось из раз­ говора, таковым по существу и является, но и уп­ равляться с колоколами тоже умеет. Лариса —про­ фессиональный музыкант, окончила Костромской государственный педагогический институт (худо- жественно-графический факультет), музыкально­ педагогическое отделение. Преподавала в школе, а в 1987-м пошла работать в качестве научного со- Звонарица храма Георгия Победоносца в г. Снежногорске Мурманской области Яна Смирнова Фото Н. Большаковой трудника в отдел фондов Костромского государ­ ственного музея-заповедника «Ипатьевский мона­ стырь». Досталась ей небольшая коллекция коло­ колов и колокольчиков, которые она и должна была описать. Первое, что сделала, поднялась на колокольню, не терпелось поближе увидеть коло­ кольный набор, узнать, что он из себя представля­ ют. В музее о колоколах никто ничего не знал, и только в ходе исследований Лариса выяснила, что появились они на колокольне сразу после рестав­ рации Ипатьевского монастыря в 60-х годах, но ока­ зались неродными. Шесть колоколов XVIII века реставраторы привезли из села Малое Анфимово, в котором церковь и колокольня оказались разру­ шенными, и поместили на звонницу Ипатьевского монастыря. По большим праздникам позвонить приглашали звонаря Панина из одной из костром­ ских церквей, но Лариса его уже не застала. По­ шла наработка литературы о колоколах, узнала и о проводимых конференциях «Колокола и современ­ ность», сборах звонарного искусства и в 1989 году попала на одну из них в Ленинград. Там и позна­ комилась с колокольной братией. Ее внимание сра­ зу же привлек Иван Васильевич Данилов, посколь­ ку видела о нем документальный фильм. До поездки Лариса может раз всего и слыша­ ла, как звонили на одной из костромских колоко­ лен, но звон Данилова для нее, профессионально­ го музыканта, стал настоящим потрясением. Дар Данилова был от Бога. Он нигде не учился звонар- ному мастерству, а мог делать с зазвонными коло­ колами такое! Мастер высочайшей техники, кото­ рой не обладают профессиональные музыканты, занимающиеся звонами многие годы. Все у него выходило свободно, как бы между прочим. После Ленинграда Лариса заявила начальству музея, что ей необходимо ехать в Малые Карелы учиться звонарскому искусству, а заодно порабо­ тать по описям и фондам. И неделя пребывания там оказалась для нее неделей счастья, общения со зво­ нарями на звоннице малой Кушереки. Удивительно, но колокольня из Кушереки, за­ нимающая центральное место в Малых Карелах, оказалась не чужой и мне. В родовой деревне мое­ го отца звонница Вознесенской церкви, построен­ ная в XVII веке без единого гвоздя, в начале 70-х 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz