Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ каким углом кисть идет, как работают ноги на педалях и так далее» (Доронин, 2007. С.21). Можно по колокольному звону определить и состояние души звонаря. Рассказывая о звонаре из Воронежа, обратим­ ся здесь же и к творчеству воронежской журна­ листки и поэтессы Елены Неведровой, которую в 70-х годах воронежские студенты прозывали не иначе как «Высоцкий в юбке». Уже тогда она пи­ сала стихи и пела песни «протестного» патриоти­ ческого содержания, а ее песня «Колокола» стала на какое-то время и вообще своеобразным гимном студентов, тянувшихся к духовному прошлому своих предков: Зарёй вечерней потемнели Зелёных плёсов зеркала. Плывут со звоном в синем небе Колокола, колокола. Эх, было время, время было — Ломая небо пополам, По всей Руси надрывно били Колокола, колокола. Дурманный свет свечей горящих — Под свой венец невеста шла. И провожали новобрачных Колокола, колокола. Хоть мы войны и не любили, Но если вдруг она была — Сзывали люд честной на битву Колокола, колокола. А годы шли, а вместе с ними Старуха-смерть своё брала, И по покойникам звонили Колокола, колокола... Но жизнь сама в любви и гневе Благословляла и кляла, Качаясь плыли в вечном небе Колокола, колокола... Выдающийся звонарь Александр Васильевич Смагин Интерес у Александра Васильевича Смагина к звонам проявлялся в течение всей жизни, и внут­ реннее влечение к звону у этого человека было столь сильным, что, когда он даже просто отдыхал, и тогда ему слышался колокольный звон. Объяс­ нял он это поговоркой, мол, что мужику вте­ мяшится, того из него и колом не выбьешь. Люби­ мое выражение Смагина: «Я звон собирал 40 лет, дайте мне теперь его разнести», то есть распрост­ ранить свое искусство. Но со стороны других лю­ дей Смагин встречает непонимание к своему увле­ чению. Его считают странным, смеются: «Когда начнешь о звоне говорить, все над тобой потеша­ ются, — говорит он, —ха, ха, ха, много у нас в Пе­ тербурге звонарей; звонишь, значит, болтаешь, — врешь по самое стропило. Хотелось бы по душе го­ ворить о звонах, а над тобою смеются, кровную обиду наносят; смеются над тобою, а смешно это или нет, не разбирают ».‘ На колокольне Смагин чувствовал себя хозяи­ ном, привыкшим восходить по лестницам, и не бо­ ятся холода, пронизывающего ветра, дождей... Ког­ да начинал звонить, снимал шапку, крестился и затем, сделав удар в колокол, стоял с открытой го­ ловой в продолжение первых двух ударов. Для него, полностью посвятившего себя колокольному звону, была обидна пословица: «отзвонил и с ко­ локольни долой», которую он называл непутевою. Все его действия были устремлены на борьбу про­ тив пренебрежительного и кощунственного отно­ шения к звону. Всю свою жизнь он распространял умение ХОРОШО звонить. Много раз ему прихо­ дилось слышать, как на сельской церкви мужичок отчетливо и красиво звонил, любого соборного и дворцового звонаря за пояс заткнул бы, да жаль, звон этого мужика только и ограничивался одной фигурой, которую тот заучил. Смагин считал, что важность искусного звона заключалась в том, что при таком звоне гораздо больше молящихся собирается в церковь помолить­ ся от души, и до начала службы и после нее звон послушать (Музыка колоколов. 1999. С. 180-190). Родился Александр Васильевич Смагин в 1843 году в Верхнетурском уезде Пермской губернии в селе Шипицыне, с десяти лет прислуживал в сель­ ской церкви и звонил в колокола. Так всю свою жизнь и связал с постижением колокольных зво­ нов, ездил изучать звоны в Москву, Троице-Сер- гиеву лавру, Ростов Ярославский, в Санкт-Петер­ бург. Звонил в Александро-Невской лавре, выучил своему мастерству многих звонарей, и в звоне Сма­ гина чувствовались «...не простые механические удары языком о металл колокола, ничего не говоря­ 1По сообщениям Н. Н. Оловянишникова и С. Г. Рыбакова. 284

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz