Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА И ГОРОДА На-ра-ста-ал, Бахал бронзовый град, Для грозы раскаляя груды «Люд, не будь раб! Раб не будь, брат! Не будь! Не будь! Не будь!» — Сполох! Набат! Робких стыдобой карал, Шевелил, за шиворот брал, Понукал, подгонял: «Живей!» А потом себя уверял: Замирал, Стенал, Воздыхал — С гордой горестью посылал В клыки булатных мечей - Сыновей, сыновей, сыновей... Дрожь ни в грош: Хошь не хошь — не струхнёшь Приневолит. Вечный колокол, Вещий колокол, Вольный колокол колоколит, Пскове-град, Детинец, посад, Детина босой с косой, Купчина косой с кисой, Стар и млад — Рад не рад — Всё на кон: Кров, Кровь, Жён, Невест, Нательный крест, Живот. Целовальник стелился ниц, Вереща от глотки до пят: —Пришёл карачун. Чур меня, чур! Ахти мне, ох, — Всё разорят... — Чтоб ты засох! Встань, шелудивый, цыц, Вытри возгривый нос: У стен супостат — Лютый ливонский пес! — 0-ох!.. Пошто дерёшься под вздох? — Чтоб не глох — Чуял сполох. Ну!.. На закате — восход, Дюжина зорь — вразлёт: Двенадцать пожаров Трясут небеси. —Моё кружало... Огради! Пронеси! У щербатых у стен стон, С четырёх сторон Ярый трезвон, Чужой и свой Вой, Кольчуг звяк, Сорок сороков сермяг, Холодный жар — Известковый вар, В ноздри —чад, Кромешный ад. И над гиблой ночью — Многозычной мочью — Достославный набат. И Александр Гусев в своем поэтическом про­ изведении «Псковские фрески XIV века», описы­ вая исторические события, постоянно обращается к псковскому вече и колокольным звонам. Снача­ ла колоколами Псков встречает приезд князя Алек­ сандра: «Был Александр немало поражен —/ Его встречали колокольным звоном», затем колокола меняют характер своего звучания: Ударил первый колокол... Скорбя... И звук был глух и непривычно сдержан... Как плач, который загнан внутрь себя... Отныне город проклят и отвержен От церкви... и от Бога... отлучён... И проклят вновь, и отлучён... И в звуке Недоуменье было, словно он Не мог понять себя, и в этой муке Непонимания не мог решить Как далее звучать ему, доколе, И можно ли ещё на свете быть?.. И вдруг везде как бы зашлись от боли Колокола, не уставая бить. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz