Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ вичем от государя своего великого князя, кои ни бу­ дет на Московском государъстве, и нам от него не отъити ни вЛитву ни вНемцы, а нам жити по ста­ рине в добровольцами псковичи отъидем от вели­ кого князя в Литву или в Немцы или о себе станем жити без государя, т о на нас гнев божии, глад и огнь и потоп и нашествие поганых; а государь наш не учнет тое крестное целование на себе держати, ино на него тот же обет, коли нас не учнет в ста­ рине держати; а нынеча Бог волен да государь в своей отчине и дедине во граде Пскове и в нас и в колоколе нашем; а мы прежняго своего целования не хотим изменити, и мы на государя своегоруки под- няти и в городе заперетися не хотим; а государь нашхочет лсивоначальнеи Троицы помолитися, а в своей отчине побывати во Пскове, и мы его, госуда­ ря своего, ради всем сердцем, что нас не погубил до конца“. И генваря в 13 день спустиша колокол вечной у святыя Троица, и начаша псковичи, на колокол смотря, плакаты по своей старине и по своей воли, и повезоша его на Снятогорскои двор ко Иоанну Богослову...» [Древнерусская литература: Сказание о Псковском взятии, с. 8. Древнерусская культура: литература и искусство, с. 782 (ср. Хрестоматия, с. 259-260)]. А кто может так исторически правдиво писать о своих колоколах, как не псковские поэты и писа­ тели. Читаем у поэта А. М. Фёдорова в «Песни о падении веча Псковского»: «Заунывно гудит веч­ ный колокол,/ Точно чует беду неминучую,/ И да­ лече, далечеразносится/По-надо Псковом вольным гудение,/Небеса, призывая в свидетели...» Приказ светлого князя: «Воля первая — вече похерите,/ Вечный колокол сбросьте немедленно». И по при­ казу дьяка татары касимовские: Отвязали поганые колокол. Дрогнул мир, точно мати сыра земля Взволновалась вокруг, всколебалася, Как спускался с башни Довмонтовой, Застонал, зарыдал вечный колокол, Застонал, зарыдал на прощании. Г. П. Федотов, исследуя время Ивана Грозно­ го, приводит пример обличения царя псковским юродивым святым Николаем. Когда Пскову в 1570 году грозила участь Новгорода «...юродивый вмес­ те с наместником князем Юрием Токмаковым ве­ лели ставить по улицам столы с хлебом-солью и с поклоном встречать царя. Когда после молебна царь зашел к нему благословиться, Никола поучал его „ужасными словесы еже престати велия крово­ пролития “. Когда Иван, несмотря на предупреж­ дение, велел снять колокол со Святой Троицы, то в тот же час у него пал лучший конь, „по пророче­ ству святого"». [Древнерусская литература: Фе­ дотов Г. П., с. 320. Древнерусская культура: лите­ ратура и искусство, с. 4673 (ср. Федотов: Святые Древней Руси, с. 207-208)]. Упоминается о псковском вече и у Д. Балашо­ ва: «Во Пскове вечем решали даже вопросы веры, и грамота, положения по вечевому приговору в ларь Святой Троицы, значила больше, чем воля архиепис­ копа и решения посадничьего Совета » (Балашов, 1986. С. 200). Ярко описывает колокольный звон в поэме «Колокола» псковитянин Игорь Григорьев. Главу «Пригревка» приведу полностью: Псковичей сшибая с печей, Швыряя с перин, Сгребая с дерюг, Как с яблонь яблоки — ветер, Как сиверко — патый лист, О полночь звон взревел, — Что тьма ноября, тягуч, Что дьякон соборный, басист. Звал, воздымался, горел, Вознося тревогу до туч, Непреклонен и неминуч, Жутким рокотом дрёму — вдрызг! Клял, заклинал, зверел, — Будто вепрь разъяренный, могуч, Точно вспугнутый лось, быстр, Злей цепных кобелей, Савана — в горе — белей, Колод кандальных грузней, Чёрного мора грозней. Как вздох разверзнутых недр, Молотил, Ликовал, Хлестал: «В расплох не застал! Нет тебе! Нет! Нет!* 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz