Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Менее известна трагическая история вечево­ го колокола города Витебска. 12 ноября 1623 года православное население города, созванное вече­ вым колоколом на главную площадь Витебска, подняло мятеж. Протест шел против жестоких мер епископа Иосафата Кунцевича, насильно на­ саждавшего здесь унию. Славянам так был нена­ вистен епископ, что во время мятежа они убили его, за что после сильно поплатились — шест­ надцати витебчанам отрубили головы, а вечевой колокол был снят и разбит. О смоленском вечевом колоколе в поэме «Ве­ ликая замятия» пишет Николай Рыленков: «...Над теплой землей, над водой шатучей,/ Гоня тишину из города вон,/ Плывет и качается медной тучей/ Колокола вечевого звон». Василий Ян повествует уже о рязанском веч- нике: «Вечевой колокол с самого утра созывал на­ род на вече. В тихом морозном воздухе неслись гус­ тые тягучие звуки и сеяли кругом тревогу. Далеко слышали их окрестные села...» Люди, спешащие на звон его к Сокольей горе, точно вопрошали: « Слышь, как„вечник“выбивает сполох /» (Ян, 1989. С. 469-470). Но Старой Рязани угрожал не спо­ лох и не свара князей, здесь беда шла покрупнее. Как видим, вечевые колокола были во многих городах древней Руси, только не обо всех сохрани­ лись легенды и литературные памятники. И глава на этом могла закончиться, если бы в руки мне не попался рассказ Виктора Шаву «Возвращение», в котором тот приводит неболь­ шие дневниковые записи некоего Яна Панини- нена. Правда, определить реальные события на­ ходились в тех записях или вымысел автора, мне узнать не удалось, так как об описанных ниже событиях более ничего нигде не читала. Шаву пишет: «Над неторопливым Волховом, над ста­ рым кремлем, в расплавленном жарком воздухе плыл колокольный звон. Звонили колокола звонни­ цы в Детинце и колокола Софийского собора. С правого берега им вторили колокола Торговой стороны. Крестный ход вышел из Софии и, под предводительством митрополита, с пением псал­ мов двинулся через пешеходный мост на Торго­ вую сторону. У Колокольни толпился народ. На свеже- струганных трибунах собрались почетные гос­ ти. Сверкала медь духового оркестра. Торже­ ственный митинг открыл губернатор». Далее выступает мэр Валдая и, наконец, слова благо­ дарности спонсорам, «... которые оплатили от­ ливку Вечевого Колокола. Это завод „Алкон“ — самая чистая в мире новгородская водка! — под­ нялся неимоверный гвалт. — Это новгородский пивоваренный завод „Дека“— слова его потону­ ли в восторженном реве толпы. —И это — соб­ ственно Мастера, которые заново отлили нашу Святыню, наш Вечевой Колокол! Это — закры­ тое акционерное общество „Балтийский меч “из Санкт-Петербурга !» Затем колокол опутали веревками «...и все при­ сутствующие, поплевав па ладони, принялись под­ нимать его вручную на колокольню». И далее В. Шаву называет участников подъема колокола: « Губернатор, председатель областнойДумы, пред­ ставители РАО „ЕЭС“и „Газпрома", генеральные директора „Алкона“и „Деки“, заводов „Дирол“ и „Стиморол“, и сотни новгородцев. Вечевой колокол, слегка подрагивая, медленно полз вверх». Когда ко­ локол был подвешен, звонарь, помолившись на кресты Софийского собора, медленно стал раска­ чивать веревку, привязанную к языку ... Удар! Казалось, солнце, стоявшее точно над коло­ кольней, взорвалось! Птицы не упали замертво, зато Седой Волхов вышел из берегов, а над памятником равноапостольному святому князю многие видели в этот момент радужное сияние (Шаву, 2003. С. 62-64). Рассказ Виктора Шаву написан с юмором, и, возможно, поэтому не верится в реальность про­ исходящих в нем событий, но даже если это фан­ тазия автора, то добрая, и мечта о возвращении Новгороду вечевого колокола может с годами стать явью. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz