Беляев, Д. П. Организация пароходного сообщения на архипелаг Новая Земля в конце XIX - начале XX веков // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 88-93.

От продажи промыслов суммы, за исчислением 10-12% валовой вы­ ручки на образование особого запасного капитала, предназначенного для удовлетворения разных нужд по колонизации архипелага, полностью по­ ступали в собственность колонистов и распределялись между ними в соот­ ветствии с личной добычей каждого. В результате на личных счетах целого ряда поселенцев образовались весьма приличные сбережения, благодаря которым некоторые из них обзавелись хорошими скорострельными ружь­ ями и разными предметами относительной роскоши. Поскольку колонисты обеспечивались всем необходимым и не нуж­ дались в наличных деньгах, их сбережения находились в архангельском отделении Государственного банка, а каждый поселенец получал сберега­ тельную книжку, в которой обозначалась принадлежащая ему сумма за подписью губернатора. За период с 1880 г. по 1910 г. на архипелаге, по инициативе архан­ гельских губернаторов Н.Д. Голицына, А.П. Энгельгардта, И.В. Соснов- ского были основаны еще три колонии: Маточкин Шар, Белушья губа и Ольгинское. Но новые становища могли стать привлекательными для ко­ лонистов только при условии, что их регулярно будет посещать пароход Товарищества, доставляя поселенцам все необходимое, и на который они могли бы сдавать промысловую продукцию. Это и было сделано благодаря распорядительности архангельских властей. В Государственном архиве Архангельской области хранится обширная переписка между губернским правлением и администрацией пароходства, из которой следует, что власти внимательно следили за тем, чтобы связи между колониями и метрополией не обрывались. Так, например, в июне 1897 г. А.П. Энгельгардт в письме директору товарищества П. Витту отдал распоряжение, чтобы, «начиная с навигации текущего 1897 г., пароходы Товарищества, совершающие рейсы на Новую Землю, наравне со становищами Малокармакульским и Маточ­ кин Шар посещали бы каждый раз и новое становище в Белушьей губе» . В снабжении новоземельских колоний была задействована значи­ тельная часть кораблей пароходства: «Чижов» (1890, 1894, 1896-1898), «Великий князь Владимир» (1891-1895, 1899-1907), «Ломоносов» (1896), «Михаил Казн» (1897, 1899), «Сергей Витте» (1898), «Королева Ольга Константиновна» (1896, 1907-1909). Как видно, ветеранами новоземель- в течение 10 месяцев (с сентября по июль), когда пароходных сообщений между Ар­ хангельском и Новой Землей нет, поселенцы были предоставлены сами себе. Осенью 1910 г. эту своеобразную ситуацию попытались разрешить, предложив колонистам са­ мим выбрать себе старших в каждом становище. Но ненцы не пожелали этого сделать, и все осталось по-прежнему. Положение изменилось лишь 10 лет спустя после уста­ новления Советской власти. 1Попов Г.П. Указ. соч. - С. 331. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz