Беляев, Д. П. Организация пароходного сообщения на архипелаг Новая Земля в конце XIX - начале XX веков // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 88-93.

странной» проблемы Новой Земли. Во-первых, «оказывается положитель­ ная необходимость и возможность назначить... военный крейсер с Миро­ вым судьей»1, который не только бы повысил эффективность охраны мор­ ских промыслов, но и способствовал бы урегулированию всех споров, возникающих между промышленниками, на месте. Во-вторых, «достаточ­ но иметь хороший пароход, способный для океанского плавания, который бы зимовал в Екатерининской гавани или Коле. Пароход этот может при­ ходить на Новую Землю в марте месяце и высадить на нее промышленни­ ков вместе со всеми снарядами и провизией»2. Что касается первого положения (введение крейсерской охраны), то оно было реализовано, правда, усилиями уже других губернаторов. А вот второе предложение было положено «под сукно», отчасти и потому, что в то время ни в Екатерининской гавани, ни в Коле не было инфраструктуры, необходимой для зимовки парохода. Однако спустя 10 лет к этой идеи вновь вернулись, правда не в том виде как это виделось Н.А. Качалову. В 1877 г. на архипелаге была осно­ вана первая официальная колония Малые Кармакулы с населением 24 че­ ловека. И в целях укрепления экономических связей между новоземель- скими колонистами и Архангельской губернией в 1880 г., по инициативе Главного управления Общества спасения на водах, было открыто регуляр­ ное судоходство. Корабли Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства (учрежденного в 1875 г.) стали совершать два рейса (летний и осенний) в год на архипелаг. В качестве компенсации Товарище­ ство стало получать ежегодную субсидию в размере 5 ООО рублей из каз­ ны3. Эти рейсы должны были обеспечить сбыт продуктов новоземельских промыслов в Архангельске и доставку в становище всех необходимых припасов для колонистов. Специальный чиновник, заведовавший коло­ ниями, дважды в год прибывал на архипелаг. В первый приезд он забирал по особой именной описи весь годовой промысел колонистов для его по­ следующей продажи в Архангельске. На вырученные деньги заведующий колониями заготовлял все необходимое для поселенцев и доставлял им со вторым рейсом. Для защиты местного населения от фактической эксплуа­ тации со стороны русских и норвежских купцов частная торговля с ними была запрещена. Заведующий колониями исполнял также обязанности ми­ рового судьи4. ‘ ГААО .-Ф . 1 .-О П .8 .-Т . 1 .-Д . 1235.-Л . 7. 2 ГААО .-Ф . 1. -О п . 5. - Д. 1021.-Л . И. 3Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. - СПб., 1884. - T.LV.C.435. Отметим, что в административном отношении Новая Земля входила в состав Печор­ ского уезда Архангельской губернии. Однако представители губернских властей появ­ лялись на архипелаге лишь 2 раза в год - с прибытием пароходов. Все остальное время, 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz