Беляев, Д. П. Организация пароходного сообщения на архипелаг Новая Земля в конце XIX - начале XX веков // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 88-93.
ских рейсов были пароходы «Чижов» и «Великий князь Владимир». Обычно сам рейс из Архангельска до Новой Земли занимал трое су ток, и назвать его увлекательным приключением было нельзя. Если пасса жирам, следовавшим в каютах I класса, обеспечивался максимально воз можный комфорт (к их услугам были курительный салон с бархатными диванами, фисгармония и многое другое), то вот, тем, кто путешествовал классом ниже, можно было только посочувствовать. На страницах губерн ских периодических изданий рисовались все «прелести» подобного путе шествия. «...Второй класс слишком тесный и обычно бывает битком набит пассажирами... Есть на мурманских пароходах еще и III класс. Но, пожа луй, любой из девяти кругов Дантова ада лучше, чем этот III класс... почти во всю длину парохода по обоим бортам тянутся нары в два этажа, на ко торых и располагаются вперемежку мужчины, женщины и дети. В одном конце здесь пиликают на гармонике, в другом пьяные дерут во всю глотку песни, в третьем пассажиры изъясняются меж собой путем отечественной словесности, в четвертом режутся в карты, в пятом ревут младенцы и т.д. ... Что же здесь делается в бурю, какой здесь бывает воздух, когда все по мещение III класса битком набито и пассажиры сидят, чуть не на головах друг у друга - это может представить себе только тот, кто сам испытал всю прелесть путешествия на мурманских пароходах по билету III класса, осо бенно в позднюю бурную осень. Пароходству, наживающему на пассажи рах III класса громадные деньги, следовало бы побольше прилагать своих забот об этих пассажирах... об их удобствах, право, никто не думает»1. Однако такая ситуация с условиями жизни рядовых пассажиров на кораблях Товарищества не была чем-то из ряда вон выходящим. Анало гичный уровень комфорта предлагали и другие транспортные компании в то время. Следует отметить, что организация регулярного пароходного сооб щения, наряду с другими мероприятиями губернских и центральных вла стей: введение крейсерской охраны территориальных вод, колонизация ар хипелага и пр., объективно способствовали закреплению Новой Земли в составе Российского государства. Summary. This article addresses the role of the Archangelo-Murmansk Shipping Company in the immediate consolidation of the Novaya Zemlya archipelago in the Russian state. Desire of a number of foreign countries to take control of commercial resources of the archipelago have forced Russia to begin the 1Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. -1912.- №13.- С. 605- 607. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz