Беляев, Д. П. Организация пароходного сообщения на архипелаг Новая Земля в конце XIX - начале XX веков // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 88-93.

ских рейсов были пароходы «Чижов» и «Великий князь Владимир». Обычно сам рейс из Архангельска до Новой Земли занимал трое су­ ток, и назвать его увлекательным приключением было нельзя. Если пасса­ жирам, следовавшим в каютах I класса, обеспечивался максимально воз­ можный комфорт (к их услугам были курительный салон с бархатными диванами, фисгармония и многое другое), то вот, тем, кто путешествовал классом ниже, можно было только посочувствовать. На страницах губерн­ ских периодических изданий рисовались все «прелести» подобного путе­ шествия. «...Второй класс слишком тесный и обычно бывает битком набит пассажирами... Есть на мурманских пароходах еще и III класс. Но, пожа­ луй, любой из девяти кругов Дантова ада лучше, чем этот III класс... почти во всю длину парохода по обоим бортам тянутся нары в два этажа, на ко­ торых и располагаются вперемежку мужчины, женщины и дети. В одном конце здесь пиликают на гармонике, в другом пьяные дерут во всю глотку песни, в третьем пассажиры изъясняются меж собой путем отечественной словесности, в четвертом режутся в карты, в пятом ревут младенцы и т.д. ... Что же здесь делается в бурю, какой здесь бывает воздух, когда все по­ мещение III класса битком набито и пассажиры сидят, чуть не на головах друг у друга - это может представить себе только тот, кто сам испытал всю прелесть путешествия на мурманских пароходах по билету III класса, осо­ бенно в позднюю бурную осень. Пароходству, наживающему на пассажи­ рах III класса громадные деньги, следовало бы побольше прилагать своих забот об этих пассажирах... об их удобствах, право, никто не думает»1. Однако такая ситуация с условиями жизни рядовых пассажиров на кораблях Товарищества не была чем-то из ряда вон выходящим. Анало­ гичный уровень комфорта предлагали и другие транспортные компании в то время. Следует отметить, что организация регулярного пароходного сооб­ щения, наряду с другими мероприятиями губернских и центральных вла­ стей: введение крейсерской охраны территориальных вод, колонизация ар­ хипелага и пр., объективно способствовали закреплению Новой Земли в составе Российского государства. Summary. This article addresses the role of the Archangelo-Murmansk Shipping Company in the immediate consolidation of the Novaya Zemlya archipelago in the Russian state. Desire of a number of foreign countries to take control of commercial resources of the archipelago have forced Russia to begin the 1Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. -1912.- №13.- С. 605- 607. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz