Бакула, В. Б. Религиозная лексика Кильдинского диалекта саамского языка // VIII Масловские чтения, [Мурманск, 17-19 декабря 2009 г.] : сборник научных статей / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – Ч. 1. – С. 46-50

В.Б. Бакула РЕЛИГИОЗНАЯ ЛЕКСИКА КИЛЬДИНСКОГО ДИАЛЕКТА СААМСКОГО ЯЗЫКА Под религиозной лексикой мы понимаем слова, относящиеся к рели­ гии. В словаре Ожегова читаем: «Религия - одна из форм общественного сознания - совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения» [4]. В «Словаре православной церковной культу­ ры» религия определена как «организованное поклонение высшим силам», предполагающее «несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предпола­ гает веру, т.е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном» [6]. В совре­ менном религиоведении религию понимают как социокультурное явление, выполняющее культуросозидательную роль. «Религия - одна из сфер ду­ ховной и практической жизни людей» [5]. Язык, являясь историческим источником, своеобразно отражает в се­ бе всю жизнь этноса, его материальную и духовную культуру. Но из всех уровней языка именно лексика наиболее насыщена исторической инфор­ мацией о жизни народа. Язык саамов Кольского полуострова относится к постепенно угасающим языкам. Это связано с рядом причин, среди кото­ рых - сокращение числа носителей диалектов, отсутствие литературного языка. Вместе с языком как одним из хранителей духовной культуры саа­ мов мы можем утратить и знания об этой культуре. Исследованию языка кольских саамов посвятили свои работы многие ученые как у нас в стране, так и за рубежом. Однако системному описанию лексики саамов не уделялось достаточно внимания. Наиболее изученной в саамском языке является топонимическая лексика. Неисследованным оста­ ется обширный пласт лексики, связанный с религиозной тематикой. В этой связи актуальными становятся: исследование степени активности исполь­ зования слов данной тематической группы, путей ее формирования; изуче­ ние слово- и формообразовательных возможностей лексем; вопросы фоне­ тического, морфологического освоения заимствованных слов религиозного характера; характеристика идиоматических выражений, топонимов и ан­ тропонимов саамского языка, содержащих религиозную тематику. Религиозная лексика саамов Кольского полуострова может быть представлена лексикой языческого и христианского происхождения. До принятия христианства саамы (лопари - дореволюционное назва­ ние саамов) «были язычниками, поклонялись различным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи» [8]. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz