Бакула, В. Б. Религиозная лексика Кильдинского диалекта саамского языка // VIII Масловские чтения, [Мурманск, 17-19 декабря 2009 г.] : сборник научных статей / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – Ч. 1. – С. 46-50

Для религиозных верований древних саамов характерен тотемизм: свое происхождение они ведут от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у кото­ рой рождается теля-сын. Он превращается в молодого оленя - Мяндаш- парнь. В рамках тотемизма возникает система запретов - табу. Так, в упо­ минаниях Тацита (приблизительно 90 г. н.э.), «охота составляет занятие одинаково и мужчин и женщин: они отправляются вместе, и каждый имеет свою часть в добыче» [11]. К табу относятся и другие запреты. Табу Мян- даша: «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить», что свя­ зано с правилами охоты на диких оленей (подмоченные детской мочой шкуры оленей приобретают запах, чуждый дикарям, значит, охотник мо­ жет себя обнаружить. Охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следует говорить и даже думать в ночное время о Мяндаше - покровителе лопарей. Существовал запрет бить спящего оленя. В хирвасном стаде ди­ ких оленей нельзя убивать, а только одну важенку на прокорм семье. Нель­ зя было смотреть в глаза Мяндашу, за это судьба карала [11]. Особое значение у саамов имел фетишизм. Древние лопари поклоня­ лись сейдам - священным камням, в которых, по их понятиям, обитал дух этого камня, предок и даже родоначальник обитателей какого-нибудь на­ селенного пункта [11]. «Сейдам приносили в жертву оленей, их “корми­ ли” - смазывали кровью забитых животных, рыбьим жиром, оставляли около них пищу» [10]. Древние лопари поклонялись небесным светилам (солнцу, луне); обожествляли различные явления природы. «Существовала вера в божест­ ва - покровителей промыслов, среди которых особым уважением пользо­ вались хозяйка оленьих стад Луот-хозик, охранительница оленей Рази- айке и др.» [10]. С этими верованиями слился и возникший позднее шама­ низм. «Слава лопарских кебунов (шаманов) распространилась далеко за пределами обитания лопарей». Шаманы (нойды) могли повелевать пого­ дой, управлять бурями, врачевать больных, предсказывать судьбу. С принятием и распространением христианства язычество постепен­ но вырождалось, однако «саамы еще долгое время оставались полуязыч- никами», формально соблюдая христианские обряды. Как отмечает И.Ф. Ушаков, «в действительности их религиозные верования представля­ ли собой смесь старых, языческих, и новых, христианских, воззрений» [8]. Таким образом, христианство окончательно не вытеснило все прежние ве­ рования, религия играла важную роль в жизни саамов, а это не могло не найти своего отражения в лексике. В этой связи представляется актуальным проследить, сохранились ли следы древних верований саамов Кольского полуострова в лексике совре­ менного саамского языка. К дохристианской лексике мы относим слова следующих тематиче­ ских групп: 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz