Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

3.3. Мемуарно-автобиографическая проза саамских писателей Большой пласт саамской литературы представляют мемуарно­ автобиографические произведения саамских пиателей. В целях нашего ис­ следования необходимо развести оба понятия, несмотря на достаточную сложность этой задачи: все еще не определено место мемуарной прозы среди других жанров, кроме того, в литературоведении нет единого опре­ деления самого «мемуарного жанра». По мнению литературоведов, про­ блему создает определенная «прозрачность и подвижность границ» жанров автобиографии и мемуаров [32]. Мемуарную прозу определяет «присутствие в структуре произведе­ ний автобиографических элементов» [13]. В то же время для автобиогра­ фии характерен «повествовательный текст с ретроспективной установкой, который реальная личность рассказывает о собственном бытии, и притом ударение ставит на свою личную жизнь, собственно историю становления своей личности» (цит. по: [198]) [32]. По мнению исследователя З.Р. Сута- евой, «мемуары делают акцент на эпохе, автобиография - на личности ав­ тора, однако и в мемуарах есть более или менее ясный образ автора на фоне эпохи, и в автобиографии есть образ эпохи, в которую жил и дей­ ствовал автор» [235]. Жанр автобиографии в литературах народов Севера, как отмечают исследователи, достаточно традиционен [181, с. 20; 228, с. 150; 56, с. 225; 204, с. 208; 184, с. 22; 186; 148, с. 37; 247, с. 121]. Автобиографическая про­ за помогает писателю осознать себя и свой этнос в мировом литературном процессе, способствует формированию этнической принадлежности, явля­ ется формой передачи культурной памяти [104, с. 91]. «Воссоздание, воз­ вращение себе своей истории и ее осмысление - задача насущная для эт­ нических литератур» [86, с. 290]. Кроме того, жанр автобиографии помога­ ет писателю организовать жизненный материал, выразить собственное представление о мире и своем месте в нем [32], является «способом выра­ жения индивидуального миропонимания и выявления различных проявле­ ний национальной жизни», «репрезентацией народной мудрости, этики, философии, гуманизма и диалектики национальной культуры в контексте общечеловеческих ценностей» [265, с. 77]. Все это важно в случае так называемой «информационной блокады» [160]. Саамская литература дол­ гое время была неизвестна широкому кругу читателей и специалистов, упоминания о ней в справочных пособиях ограничивались именами О. Во­ роновой и А. Бажанова. В последнее время стал наблюдаться рост нацио­ 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz