Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

чачи Э. Фромм («Забытый язык»), К.Г. Юнг («Архетип и символ»), А.М. Ремизов («Огонь вещей») и др. Феномен этого состояния человече­ ство всегда стремилось постичь. В сказках Н. Фениной сны многофункциональны: они могут быть продолжением реальности; гармоничным миром души, связаны с прият­ ными воспоминаниями или проблемами, пророчествовать, выполнять функцию психологической характеристики героя [49]. Все это соответ­ ствует распространенной у саамов вере в сны: «Каждое утро лопари рас­ сказывают друг другу свои сны и семейным советом объясняют то или другое значение его». По поверьям саамов, «во время сна душа путеше­ ствует и видит и слышит, и то, что она видит, и есть сновидение» [252, с. 208, 209]. Позднее считалось, что пророческие сны посылаются Бо­ гом или чертом, причем чертом чаще. В сказках Н. Фениной сны героев не имеют четкой границы и пере­ текают в реальность и обратно, являются границей между прошлой и но­ вой жизнью. Трансформация мифо-фольклорных элементов помогает Н. Фениной конструировать художественную реальность. Писательница «буквально» использует фольклорную традицию - переносит традиционный мотив или образ в свое произведение, т.е. «реализует его в том “конкретном” виде предметно-действенного осуществления, что и в народной поэтической традиции, с той или иной долей трансформации в тексте» [169, с. 81]. Для творчества Н. Фениной характерен фольклорно-этнографический кон­ текст, который, вслед за У.Б. Далгат, понимаем как «полное подчинение контексту произведения и сохранение эстетики фольклора» [111, с. 6, 14], и мировоззренческий фольклоризм (см. об этом: [105, с. 31^18]), поскольку писатель в своих произведениях отражает особенности мировоззрения са­ амов. Центральной мыслью в творчестве Н. Фениной является мысль о гармоничном сосуществовании природы и человека, ненарушение законов предков, чистота помыслов. В условиях исчезновения родного языка и русскоязычия саамских писателей на литературу возлагается миссия передачи культурных ценно­ стей и ментальных концептов этноса. Все актуальней становится задача гармоничного сосуществования человека и природы, следование закону природосообразности, отличавшие языческое понимание саамов. Мифоло­ гическое и собственно фольклорное начала в их взаимосвязи моделируют художественную картину мира саамских художников слова. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz