Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

нального самосознания российских саамов, который обусловил появление жанра мемуарно-автобиографической прозы. Героем автобиографических произведений является человек прошло­ го, он не уверен в будущем, сомневается в том, что оно зависит от его уси­ лий, поэтому, скорее, плывет по течению, чем идет наперекор трудностям. Одной из особенностей мемуарно-автобиографической прозы рос­ сийских саамов является ее ярко выраженная этнопедагогическая направ­ ленность. Другой - отсутствие глубокого анализа судьбоносных для саам­ ского этноса исторических процесов. В силу сложившегося менталитета, на который большое влияние оказали репрессии и запрет обучения на род­ ном языке в определенный период, саамские писатели говорят намеками о трагических событиях собственной истории. Саамская автобиографическая проза начинается с книги Н. Больша­ ковой «Тиррв - по-саамски здравствуй!» (2000), куда вошли 30 рассказов. В 2005 г. книга переиздается под названием «Хлебные горбушки», она до­ полнена восемью новыми рассказами и автобиографическим очерком «Кто я есть?». Автор рассказов - человек зрелый, состоявшийся как личность и заявивший о себе как писатель с твердой жизненной позицией, поэтому она не боится облечь свои самые сокровенные переживания и мысли в слова, открыть душу читателю. Автобиографические рассказы Н. Больша­ ковой отличаются исповедальностью, искренностью, она умело вписывает события своей жизни в контекст жизни своего поселка, города, страны, тем самым создавая не только свою биографию. Художественное время в рассказах складывается из времени личного и исторического, жизнь персонажа-рассказчика сопрягается с духовной жизнью своего рода. Временные рамки повествования обозначены уже в подзаголовке сборника рассказов «Тиррв по-саамски - здравствуй!» - это детство, про­ веденное писателем в старинном селе Ловозеро. Однако в дальнейшем они раздвигаются. Этот прием, ставший для писателя излюбленным, ярко за­ явит о себе в романе «Алхалалалай» (2003). Главным героем в сборнике рассказов является девочка с саамскими и русскими корнями, как называет себя писательница - русская саами, вкладывая в это определение не просто национальную особенность своих родителей, а сущность двух этносов, культур, связь поколений, наследни­ цей которых она и является. Род саамов для нее - это потомственные оленеводы, сильные нуэйты (шаманы), умелые рукодельницы, песенники, отмеченные пером этнографа и исследователя В.Ю. Визе, давшие писательнице бережное и трепетное 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz