Бакула, В. Б. Источники изучения лексики духовной культуры саамов Кольского полуострова // Чарнолуские чтения : материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 апреля 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 70-74

В .Б. Б аку ла ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СААМОВ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА Язык, являясь историческим источником, своеобразно отражает в се­ бе всю жизнь этноса, его материальную и духовную культуру. Но из всех уровней языка именно лексика наиболее насыщена исторической инфор­ мацией о жизни народа. При изучении лексики духовной культуры саамов Кольского полу­ острова мы сталкиваемся с рядом трудностей. Во-первых, нет единого понимания самого термина «культура», ко­ торый имеет более 500 дефиниций. В наших исследованиях мы будем опи­ раться на определение, данное петербургским профессором М.С.Каганом, как наиболее точное и полное: «Культура есть системная, исторически об­ разовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и ее определенных плодов - материальных, духовных и художественных (поскольку в искус­ стве духовная содержательность и материальные формы взаимно отожде­ ствляются, образуя специфический информационно-семантический текст)»1. Во-вторых, нет единого мнения о том, что же входит в понятие «ду­ ховная культура». К духовной культуре относят интеллектуальную, нрав­ ственную, художественную культуры, науку, религию; правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык, обычаи, нравы, образование и обрядовую практику. По мнению М.С.Кагана, «содержание духовной культуры опре­ деляется строением духовной деятельности человека»2. Это три вида субъ­ ектно-объектных отношений: познание мира, его ценностное осмысление и идеальное преобразование (проектирование желаемого). Ввиду большого объема материала наши исследования ограничатся лексикой религиозной, которая в свою очередь будет представлена двумя тематическими группа­ ми: языческой и христианской лексикой. В-третьих, язык саамов Кольского полуострова относится к посте­ пенно угасающим языкам. Это связано с рядом причин, среди которых - сокращение числа носителей диалектов (на нотозерском и бабинском диалектах на сегодняшний день не осталось ни одного говорящего), отсут­ ствие литературного языка, ассимиляция саамского языка русским, ис­ пользование саамского языка носителями в основном только на бытовом 1Мосолова Л. М., Вагинова JI.C. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций / СПб.: Астерион, 2006. - С. 13 2 Культурология: учебник / Под ред. Ю Н. Солонина, М.С.Кагана.- М.: Высшее образо­ вание,2009.-С . 216 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz