Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

ЗИМА: всерьез и понарошку! В театре Северного флота - премьера. «Зима» Евгения Гришковца. Пье­ са достаточно известная. Своего рода визитная карточка драматурга - сверх меры увенчанного всевозможными премиями и дипломами вчера еще про­ винциального, а сегодня гламурного столичного литератора. Гришковец - пи­ сатель самобытный. Его «фишка» - полнейшая «отсебятина» создаваемых им текстов. Пьесы трудно определить по роду и жанру. Лирические монологи со­ седствуют в них с трагифарсовыми ситуациями. Смеяться ли, грустить ли? Всерьез или понарошку рассказывает автор свои истории? Читая Гришюэвца, каждый откликается на что-то свое, родное, близкое душе с детства. Ради чего режиссер театра Северного флота Юрий Сергиенко и моло­ дые актеры труппы Алексей Гудин (Первый), Дмитрий Пастер (Второй) и Елена Балакирева (Снегурочка) взялись разыгрывать «Зиму»? Не побоюсь предположить, что ради... самой игры. Да-да. Детской игры в Зиму. Когда и морозно, и боязно - особенно в темном ночном лесу. Но волшебно и весело, если сама Снегурочка беспечно разгуливает меж заснеженных деревьев, а по сугробам прыгают живые, с че­ ловеческими физиономиями Зайцы (В. Балакаев, С. Сорогин). Долгими зим­ ними вечерами можно задушевно беседовать с приятелем о чем-то главном... Беспробудно спать по утрам! Бесплодно мечтать. А в самый разгар холодов отметить лучший праздник на свете - Новый год! И уж тогда начнется на­ стоящее «светопреставление»! В воздух взлетит огненный столп фейерверка! Где-то под потолком оглушительно лопнут три огромных шара, и из них щед­ ро посыплется разноцветный снежок! Добродушные Зайцы забьют в красный барабан, замашут белым полотнищем... Откуда ни возьмись выкатится на блестящей машине чудо-елочка! На полной скорости промчится и скроется из вида новенький дамский велосипед... Чудеса, да и только! Праздничный апофеоз в кульминационной сцене «Зимы» на флотской сцене состоялся с лихвой. Заслуженный художник РФ Раиса Чебатурина про­ явила немало творческой фантазии для того, чтобы даже у взрослых зрителей глаза загорелись детским восторгом. Созданный по законам игры спектакль невольно вернул нас в детство. Но не мало ли одного упоения для осмысления пьесы Евгения Гриш­ ковца? И не таит ли спектакль каких-нибудь иных, более серьезных смыслов? Признаться, на глубокий философский разговор театр зрителя не при­ глашает. Авторам постановки важнее, чтобы мы разделили с актерами озорст­ во внезапного перевоплощения, посмеялись над удачной писательской шут­ кой, порадовались талантливой фантазии художника. Тот, кто читал «Зиму» Гришковца, однако же, вправе ожидать от поста­ новки некоего подспудного напряжения. Напомню, что действие происходит в зимнем лесу, куда двое молодых солдатиков по неведомому приказу притас­ кивают адскую машину-взрыватель. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz