Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Взрыв должен произойти на рассвете. Ребята обречены мерзнуть и ждать не­ минуемой, по сути трагической развязки. Что привнесет в спящий мир этот взрыв? Каких масштабов он достигнет? Всерьез или понарошку посланы сол­ датики на это таинственное задание? Эти вопросы не могут не волновать ду­ мающего зрителя. На их фоне милые воспоминания ребят о вкусе сигарет, первом свидании, любимых книжках, заботливых родителях наполняются но­ вым смыслом. Пьеса Евгения Гришковца, на мой взгляд, соотносима с извест­ ным романом Виктора Пелевина «Омон Ра», где курсанты-смертники, перед тем как пожертвовать ради Отчизны своими жизнями, беспечно треплются о любимых дисках и рок-группах. Соединение смертной угрозы с радостями детства, не успевшей выветриться из их голов, создает особую атмосферу хрупкости и беззащитности человеческого бытия. В спектакле Юрия Сергиенко трагические мотивы пьесы проигнориро­ ваны. Смысловой акцент на другом. Постановщику важнее разобраться в том, как глубоко спрятано в душе человека детское, чистое, наивное. Спектакль «Зима» отстаивает право людей на счастье, удовольствие, радость, искрен­ ность, откровенность. С персонажами во сне - происходит то, что наполняло их жизнь радостью или разочарованием, удовольствием или тревогой. Можно сказать, персонажи блуждают по лабиринту души, и сопровождает их в этом пути хрупкая Снегурочка. Актриса Е. Балакирева исполняет в спектакле сразу несколько женских ролей, ведь ее Снегурочка, последовательно перевопло­ щающаяся то в острую на язычок «клевую» одноклассницу, то в заботливую, но бестолковую мамочку, то в холодную неприступную Даму с сияющим нимбом-кокошником над головой. Воспоминание сменяет воспоминание. В пьесе Гришковца нагнетается абсурдность жизни. И потому взрыв становится почти логической точкой прекращения бессмыслицы существования. Флот­ ский театр предлагает зрителю менее драматичное истолкование сюжета. Спектакль напоминает озорное шоу. От сцены к сцене повышается градус Иг­ ры. Начавшись вполне реалистически (замерзшие солдатики не в силах со­ греться, а впереди - лютая ночь в лесу), действо решительно приобретает ус­ ловный характер. Начинает твориться нечто невероятное. Так из сугроба из­ влекается невесть откуда там взявшийся солидный том толстовской «Анны Карениной» и вышвыривается за ненадобностью вон! Кто нынче будет читать книжки с заранее известным концом? И что такое вообще - читать? Почему до слез можно посочувствовать воротившемуся за оброненной трубкой Тарасу Бульбе? А какое восхищение вызывает Гулливер, шокирующим дам образом потушивший пожар в стране лилипутов? «Первый» (А. Гудин) и «Второй» (Д. Пастер) начинают разыгрывать целые представления! Долой теплые ушанки! Маскировочные комбинезоны «трансформируются» в карнавальные костюмы (вот только молния в соответствующем месте, блин, все время спус­ кается!). Публика начинает улавливать знакомые подростковые «темы». То, что происходит с героями «Зимы», таится и в душе зрителей. Как, например, познакомиться с понравившейся девушкой и не опростоволоситься на первом 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz