Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Взрослую публику «Панночка», быть может, и настроит на философские рассуждения, а вот тех, кто помладше да понаивнее, прежде всего удивит и даже испугает. Дело в том, что авторы постановки не скупятся на спецэффекты. Ху­ дожник Артур Климец создал на сцене весьма универсальное сценическое про­ странство. Площадка, на которой происходит действие, представляет собой то открытую космическую бездну (эпизоды, когда душой Хомы всецело завладе­ вает Панночка), то хуторское подворье, ограниченное плотной, сплошь уты­ канной кухонной утварью загородью. За таким плетеным забором и света бе­ лого по-настоящему не увидишь. В быту «с потрохами» погрязнешь! По бокам сцены - земные кущи. Сады, где на деревьях-великанах зреют преогромные плоды - золотые груши-яблоки. Вкусишь один такой - век сыт будешь! Есть в декорационном убранстве и церковные стены - вместилище хра­ ма, в котором герой три ночи отчитывает молебен по убиенной Панночке. Волею обстоятельств Хома Брут перемещается из одного пространства в другое, как бы примеривая его на себя - где ему место? Красавица Панночка открывает «избраннику» многоцветие беспредель­ ного Космоса; хуторские паны словно привязывают «собутыльника» к теплому «самогонному» застолью; влюбленная в бурсака Хвеська (арт. О. Цыплякова, Р. Малеваная) манит «будущего муженька» в домашний огород. ...Что ж сам Брут? С кем останется? К какому берегу причалит? Исполнитель главной роли Хомы Брута Дмитрий Пастер признается, что играть в «Панночке» «и страшно­ вато, и интересно»: «Роль не на шутку выматывает. Е^едь герой окунается в каждую новую сцену как в омут. И, заметьте, не знает, каким из него выйдет. Останется ли жи­ вым? Или пропадет во мраке? Сгинет!» - объясняет он. Некогда циничный и веселый бурсак ступень за ступенью преодолевает выпавшие на его долю испытания. И с каждым шагом его отношение к себе и миру меняется. Одолевают и вечные, и земные вопросы. В чем же плавный секрет Бытия? Поддаться ли ведьминскому обаянию? Жениться ли на простодушной Хвеське? Попивать ли горилку с приятелями и ни о чем серьезном не задумы­ ваться? Согласно режиссерской установке, каждый зритель волен понять мета­ ния героя по-своему. Интересно, что и сам исполнитель Хомы Д. Пастер на первых премьерных спектаклях находился в открытом творческом поиске. Но при этом все больше склонялся к тому, чтобы привести своего Хому к приятию христианской веры. «То, что Хома в финале крестится и с чувством произносит слова молитвы, для меня лично значимо», - признается актер. Может быть, поэтому Пастеру, безусловно, удается одна из ключевых сцен спектакля - прощание с хуторянами накануне третьей, самой страшной, по сути смертной, ночи у гроба Панночки. В одночасье поседевший от пережи­ ваний бурсак раздает товарищам одолженную для службы «приличную» оде­ жонку. И заодно выставляет на обочине дороги свои новенькие сапоги. Вдруг 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz