Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

На пути к самому себе ...На цветущем украинском хуторе летающие на метле ведьмы - не но­ вость! Здесь все привыкли к чудесам и ждут их с нескрываемым нетерпением. Ждут-то ждут... Да чудес с годами становится все меньше и меньше. Все чаще панычи морочат друг другу головы бездушной наукой. Бурсаки - особенно сто­ личные, киевские! - над Тайнами мироздания только посмеиваются. Бездуш­ ный цинизм нынче в почете. Сказки да мечты - в загоне... А хуторским старожилам - краснобаю Явтуху (засл. арт. Е. Щербаков), обжоре Дорошу (С. Сорогин) - жизнь «без чуда» стала просто невмоготу. Ведь если Тайны у Земли нет, то и незачем жить! Водку, что ли, с утра до вечера из горла хлестать да жирными колбасами закусывать? Нет. Должен быть у жизни какой-нибудь особенный, расчудесный смысл! Вот Любовь, например? Или Красота? Или Добро? Или еще что... В бурсацкой-то науке все давно по полоч­ кам разложено. А на деле выходит иначе... Бодрый школяр Хома Брут (арт. Д. Пастер) на тоскующий по чудесам ху­ тор забрел случайно - «ноги сами привели». Россказням про вурдалаков и ведьм сперва верил плохо. Горилочку в веселой компании попивал - и горя не ведал! До тех пор, правда, пока не заглянула ему ненароком в самые очи... Панночка (арт. Ю. Блохова, М. Бутова), ведьмой на хуторе прозванная. С этого-то история и началась. Сказка не сказка. Быль не бьгль. Наваждение какое-то... Не без тайного умысла. Сюжет садуровской «Панночки» только на первый взгляд напоминает гоголевского «Вия». Так же, как в повести, искушает молодого парубка нена­ сытная до наслаждений ведьма - в земной жизни дочка местного Головы. В порыве страсти Хома избивает Панночку до полусмерти. Перед кончиной де­ вушка просит отслужить по ней три церковные службы. Испытание предпо­ слано Хоме. По истечении срока, не выдержав мистического ужаса, юноша по­ гибает. Для Гоголя важны чисто христианские мотивы: наказание Хомы за без- божность - воровство, пьянство, ложь... Современная писательница Нина Садур расставляет иные смысловые акценты. Ее интересует философский аспект этой мистической истории: важ­ но разобраться в «векторе» человеческого «Я». При каких обстоятельствах мы становимся самими собой? Что ложно и должно быть отвергнуто? Свободен ли человек в выборе своего Пути? Что значат в его самоопределении Любовь, Красота, Долг, Смерть? Пьеса сложна и подразумевает множественность интерпретаций. Театр Северного флота предложил зрителям свое оригинальное прочтение. Режиссер постановки Юрий Сергиенко взял на себя смелость «не решать за героя его судьбу». «Я не знаю, к каким выводам пришел Хома в результате всех этих испы­ таний,-уклончиво рассуждает о н .- Понятно только одно: герой пережил силь­ ный душевный шок. И это помогло ему ощутить себя как бы заново родившим­ ся. Ауж каким он станет и что выберет в итоге -пусть подумают наши зрители». 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz