Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

Из Парижа - в Мурманск через триста лет В богатом доме немощного старика Жерона переполох! С утра послано за двумя нотариусами: хозяин собрался составить завещание. Кому же отпи­ шет скряга свои денежки? Щедро ли обеспечит собравшегося жениться на красавице Изабелле румяного племянника Эраста? Не обойдет ли своей ми­ лостью преданную служанку Лизетту и ее дружка, верного слугу Криспена? Все в предвкушении богатства! И - вдруг... Больной Жеронт решил жениться сам! Взгляд Изабеллы, ви­ дите ли, лечит его от всех недугов. И все денежки ей одной? И еще каким-то сомнительным дальним родственникам? Не бывать этому! «Изобретательные любовники», предчувствуя крушение всех своих планов, готовы наизнанку вывернуться, в какое угодно платье переодеться, но своей доли в наследстве не упустить. Не подвели бы только смекалка, юмор да Его величество Случай. Театр Краснознаменного Северного флота открыл театральный сезон комедией Жана Франсуа Реньяра «Изобретательные любовники» (оригиналь­ ное название - «Единственный наследник»), О выборе пьесы следует погово­ рить особо. Жан Франсуа Реньяр (1655-1709) - достаточно известный в прошлом французский драматург-комедиограф. Когда-то его сравнивали с самим Моль­ ером. Сегодня Мольера все так же помнят и чтут, о Реньяре же, кажется, прочно забыли. Флотский театр буквально воскресил французского писателя из небытия, дав его детищу, как принято выражаться, новое дыхание. Почему? Немалую роль здесь могла бы сыграть чисто «денежная», «наследст­ венная» интрига пьесы. «Изобретательные любовники» невольно намекают публике на плутовские проделки современных любителей быстрой наживы на чужой беде - болезни, слабоумии, простофильстве. Все мы знаем, как много развелось у нас в последнее время и владеющих чем-либо заманчивым (та же квартира, например, целое состояние) стариков и предприимчивых «сердо- больцев». Реньяр, как сказано о нем в энциклопедии, был беспощаден ко всякого рода плутам! Почему бы не присоединиться к его благородному гневу и нам? Но оставим прямые параллели. Думается, важнее поговорить не о нрав­ ственной, а об эстетической стороне придуманного Юзефом Фекетой зрелища. Не знаю как других зрителей, но меня на премьере более всего занима­ ло то обстоятельство, что пьеса, написанная в 1708 году в аристократическом Париже, отлично принимается зрителями заполярного Мурманска за пять лет до окончания XX столетия! Спустя почти три века люди вновь переживают из-за проделок какого-то изворотливого слуги Криспена! Впору проворчать: «Нет, что ли, современных пьес?» Но чем ворчать - лучше удивимся. Воскрешение пьес, подобных ренья- ровской, похоже на чудо. Тайна театра в том, что все хоть однажды созданное в нем - пьеса, спектакль, актерское откровение - не исчезает бесследно. Оно во­ площается вновь и вновь, даже если между воплощениями пролегают столетия. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz