Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

И, заглянув на вечерок в театр своего века, мы рискуем оказаться свиде­ телями не тронутого временем театра вообще, где на вечных подмостках идет одно бесконечное представление. Я воздержалась бы от столь сомнительных с точки зрения материализма рассуждений, если бы ни явная художественная «провокация» на сей счет са­ мих авторов постановки. Мне показалось, что спектакль «Изобретательные любовники» задуман и в значительной степени осуществлен (режиссер Ю. Фекета, художник Р. Че- батурина, балетмейстер С. Даниловская) как некое синтетическое театральное действо. До начала представления в зале звучит игривая музыка. Сцену же от любопытных взоров публики скрывает красочный занавес. Он создает особое маскарадное настроение. На полотне - фигурки в ярких театральных костю­ мах и масках. Еще мгновение - и занавес оживет! Спектакль начнется бурным карнавальным весельем: пляской разноцветных клоунов, отважными поедин­ ками парижских дуэлянтов, куртуазными поклонами чопорных дам, кудахтань­ ем комично-важного петуха-дирижера, таинственным кружением фонарщиков в черных плащах... Небольшая площадка сцены театра КСФ покажется вдруг огромной площадью. (К слову, весь спектакль «Изобретательные любовники» на удивление объемен и воздушен - в нем много пространства и света.) Режиссер допускает смелое смешение театральных стилей, традиций, масок, но оно не раздражает. Напротив - радует и бодрит. Есть во всем этом какая-то милая сердцу демократическая вольность. Непринужденная атмо­ сфера «вечного праздника» в искусстве естественно передается зрительному залу. Замечу, что премьерные спектакли, ознаменовавшие открытие сезона, собирали аншлаги. Между актерами и публикой не однажды возникало эмо­ циональное единение. Пожалуй, спектакль «Изобретательные любовники» внешне и внутрен­ не чуть-чуть отличен от предыдущих работ главного режиссера театра Юзефа Фекеты. Показалось даже, что маститый постановщик-реалист позволил себе роскошь быть более свободным и раскованным, менее поглощенным «содер­ жанием» пьесы и более заботящимся о формальной - эстетической, красоч­ ной - стороне ее воплощения на сцене. Спектакль получился изящным и легким (насколько это возможно у принципиально «серьезного» Фекеты), но легкость эта отнюдь не означает легковесности. Постановка по-своему глубока. И глубина ее - в достоверно­ сти созданных многими актерами образов. Замечателен исполнитель главной роли семидесятилетнего Жеронта - заслуженный артист России Виктор Васильев. Жеронт - роль поистине воз­ растная, острохарактерная. Васильев играет ее озорно, как-то по-детски бес­ страшно. Он не боится ни уродливого грима, ни грубоватых, на грани прили­ чия, реплик, ни наиглупейших положений, в которые его Жеронт то и дело попадает из-за своей немощи. Герой Васильева слаб здоровьем, умом, но при этом как-то особенно неистребим духом (чисто актерским, васильевским). 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz