Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

сына. Мэгги нужна победа над оскорбительным безразличием мужа. Добьется ли она своего и какой ценой? Центром внимания иных режиссеров становились и противоречивая фигура Большого Па, и семейные проблемы старшего сына Гупера... Драма­ тургия Уильямса в силу своей масштабности позволяет смещать и перестав­ лять акценты с одной коллизии на другую. Юзеф Фекета остановил свой выбор на судьбе младшего сына, супруга Мэгги - «заблудшего» Брика. Роль эту в спектакле исполняет опытный и одаренный актер Александр Агафонов. Артист чаще всего представал перед зрителями в образах страст­ ных, красивых, романтических героев (достаточно вспомнить сына из «Ка­ менного гнезда»). Каким же стал в его интерпретации Брик - раньше времени одряхлев­ ший душой и телом человек, во всем и всех разуверившийся алкоголик, одна­ ко при этом любимый сын богатых, но несчастливых родителей? Образ Брика уже в самой пьесе Уильямса соткан из тайн, недомолвок, противоречий. В нем легко узнается тип распространенного в европейской предвоенной литературе «заблудшего бюргера»-романтика, не справляющего­ ся с суровыми и приземленными условиями реальной действительности. Ге­ рой подобного рода нередко отмечен особым духовным обаянием, но в нем же и отталкивающая нравственная ущербность. Им восхищаются, ему сочувст­ вуют, его же и ненавидят... Брик (Агафонов) предстал перед нами в несколько неожиданном ракур­ се. Актер, как мне показалось, стремится к объективности, предоставляя зри­ телю без спешки увидеть и оценить своего героя, как говорится, по достоин­ ству. Что же мы видим? Лично мне показалось, что артист играет не боль, не слабость, не катастрофический душевный надлом идеалиста Брика (хотя мол­ чание - паузы! - у Агафонова красноречиво и таинственно), а малодушное отступничество человека, не желающего вырастать из коротких штанишек своего «вечного детства». Брик живет в скорлупе тех представлений, идеалов, мер, оценок, стра­ хов и заблуждений, которые сам давно перерос. Он лелеет а себе «романтиче­ ского» мальчика-ницшеанца (сверхчеловека!). Жизнь же требует от него муж­ ских поступков и качеств. Как эгоистически жестоко он не замечает ничего вокруг себя: отец бо­ лен, Мэгги страдает, суетится брат, ждет поддержки и внимания Большая Ма­ ма... Брик же весь сосредоточен лишь на «щелчке» - знаке полной «отключ­ ки» после достаточно сильной дозы спиртного. В спектакле флотского театра герой становится убедительным символом во многом искусственной и потому ложной депрессии, в которую по своей духовной незрелости - «застарелой» инфантильности - впало общество (осо­ бенно люди молодого и среднего поколения-до 45 лет!), привыкшее жить чис­ то идеалистическими представлениями и наивно-романтическими порывами. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz