Иванова, Л. Л. Мурманские подмостки : очерки и рецензии : монография / Людмила Иванова ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2009. -139 с.

В скорлупе былых идеалов Выбор пьесы Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» одоб­ рили в театре Северного флота далеко не все и не сразу. Оснований для со­ мнений было достаточно. Главное из них таково: она чрезмерно серьезна и потому трудоемка. Пьесы такого рода в эмоциональном плане принято счи­ тать тяжелыми. С этим утверждением трудно не согласиться. Речь в «Кошке» идет и о неизлечимой, изматывающей тело и душу человека болезни, и о непримири­ мой некрасивой борьбе родственников за наследство, и о губительном влия­ нии на судьбу мужчины алкоголизма... А чего стоят недвусмысленные намеки автора на странные, воспринимаемые большинством как извращенные отно­ шения между некоторыми персонажами известного произведения. Секс, алкоголь, деньги... Эти понятия во многом определяют проблема­ тику драмы Уильямса. Но, конечно же, не исчерпывают ее. Американский пи­ сатель по глубине и тонкости своих размышлений о человеке в условиях «страшного мира» отнюдь не уступает русским классикам. Уильямс многолик и многогранен. Кстати, это обстоятельство также не убавляло предрепетиционных со­ мнений театральной труппы. Стоит ли рисковать, зная, что каждый знаток и поклонник Т. Уильямса (их среди профессионалов театра немало) придет на премьеру со своим видением истории про то, как страдает под гнетом неосу­ ществленных желаний несчастная, но не сдающаяся «кошка на раскаленной крыше»... Сомнения были... И все-таки спектакль поставлен. Каков результат? Главный режиссер театра Юзеф Фекета не стал выдумывать велосипед. Он не стремился с помощью эффектных постановочных приемов перемуд­ рить или перещеголять своих предшественников (московская версия Гончаро­ ва и ленинградская Владимирова хорошо известны). Следуя своим творче­ ским убеждениям, Юзеф Фекета осуществил постановку в чисто реалистиче­ ском ключе. Итог - открытый, страстный, психологически напряженный и яс­ ный по мысли спектакль. Его трудно отнести к «авторским» сверхмодным сценическим экспери­ ментам. Но это не означает, что театр предложил публике буквальное и пото­ му бесспорное прочтение сложной драмы. В чем оригинальность версии предложенной режиссером и исполнен­ ной ведущими актерами флотской сцены? Обычно внимание постановщиков приковывает фигура экзальтирован­ ной Мэгги. Она-то и называет себя «кошкой на раскаленной крыше». Молодая женщина страдает оттого, что ее муж, в недавнем прошлом знаменитый спортсмен Брик, не просто охладел, а по-настоящему возненавидел ее в по­ следнее время. В семье нет и при таких отношениях, увы, не может быть де­ тей. Ребенок же крайне необходим! Первенец Брика тронет сердце неизлечи­ мо больного Большого Па - и завещание будет составлено в пользу младшего 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz