История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Ж И З Н Ь Г О Р А З Д О Б О Г А Ч Е Т Е А Т Р * Два товарища Валерий и Анатолий. Оба работают на одном заводе, в одном *по- «гговом ящике». Живут по соседству. И тот и другой воспитывались не в очень счастливых семьях. Отец Валерия писатель-неудач­ ник. За двенадцать лет «фундаментального» творче­ ства сочинил всего лишь семнадцать страниц и то, видно, не столько выражаю­ щих дарование, сколько вы­ дающих его отсутствие. Со­ мнительную, смахивающую скорее иа графоманство ра­ боту над романом он ком­ пенсирует заработками от драмодельческих, увы, тоже далеко «е первосортных ре­ приз для цирковых клоу­ нов. Много лет назад этот го­ ре-литератор оставил жену, мать, сьша и сошелся с не­ коей Шурой, женщиной, по всем авторским данным, не­ далекой, грубой, вульгар­ ной, не любящей мужа. Детство одного из цент­ ральных героев пьесы В. Войновича «Два товари­ ща» (Проходит в безотцов­ щине. Руководит его первы­ ми шагами по жизни горя­ чо любящая, как говорится, слепой любовью, мало интел­ лектуальная, псевдоинтел- дигентная мама и совсем недалекая, плененная стары­ ми, вплоть до библии, нор­ мами жизни бабушка. Ана­ логично не (повезло в отно­ шении родителей и Анато­ лию. «Евонный папаня» по профессии банщик, іто ха­ рактеру самый обыкновен­ ный холуй перед сильными, хам над слабыми, по миро­ воззрению — оголтелый ме­ щанин. Это самодур, изде­ вающийся над женой — безвольной и туповатой женщиной, над сыном. Однако на невезении с «предками» сходство друзей заканчивается. Во всем ос­ тальном они совершенно разные. Валерий помышля­ ет о работе вдохновен­ ной, творческой. Анатолий мечтает, если его чаяния вообще можно назвать меч­ той, о бешеных деньгах, о золотом кладе, об эпикурей­ ском довольстве, о жизни без заботы и труда. Высок полет замыслов Валерия. Низменны желания Анато­ лия, которому все равно кем стать, лишь бы пить, спать, жрать вдосталь, блудить без­ наказанно. Валерий со всем пылом и в то же время чи­ стотой кхности ждет встречи с той, что станет единствен­ ной, любимой подругой, спутницей на всю жизнь, го­ тов рыцарски защищать ее от любых бед. Для циника Анатолия любви нет. На первый взгляд, такие, диаметрально противопо­ ложные характеры друзей- сверстников дают драматур­ гу все возможности для со­ здания столкновений, психо­ логически сложных конф­ ликтов. Но іВойнович попро­ сту заставил овоих героев все рассказать о себе в при­ сутствии зрителей, откро­ венно © лоб, друг другу в лицо. Правда, не ясно, зачем Валерию тогда проверять верность Анатолия дружбе, испытывать его характер и взгляды, когда тот сразу, с первой встречи на сцене, а затем неоднократно раскры­ вает свое жизненное «кре­ до». Авторский чертеж прямо­ линейно прост. Вы хотите знать, почему Анатолий «та­ кой плохой, а не иной»? Пожалуйста, вот познакомь­ тесь с его родителями. В этой пьесе никто не скрыва­ ет своих мыслей, подлецы спешат заявить о своей под­ лости, честных заверить в незапятнанности их совести. «Два товарища» — коме­ дия. Так сказано в афише и программе. Комедия? Поче­ му? Может быть, это коме­ дия положений. Но где же тогда непременная веселость сюжета, смешные ситуации, диктуемые обязательными недоразумениями, попада­ ние действующих лиц впро­ сак? Значит, наверное, речь идет о комедии характеров. И этого нет. Нет, невысокого качества драматургический материал избран на сей раз для по­ становки театром Красно­ знаменного Северного фло­ та. Надо отдать должное ре­ жиссуре. Профессионально умело и омело режиссер В. Лысенко делает все воз­ можное для углубления и расширения литературного материала. Причем старает­ ся достигнуть ©того только сценическими средствами, без вторжения в писатель­ ский текст. Тут и остроум­ ные, насыщенные мыслью, чувствами и действием пан­ томимы, и поиски вырази­ тельного подтекста, и бога­ тая жизнь вне текста, опре­ деление внутренней логики событий, и множество при­ способлений, и точность, вы­ разительность .мизансцен... Хорошим помощником в добрых режиссерских наме­ рениях явилась художник В. В. Родионова. Предельно условно и одновременно убе­ дительно достоверно обозна­ чая место действия, автор декораций, следуя, 'Видимо, режиосерскому видению; пытается вдохнуть в пьесу поэтическую взволнован* ность. В этом же направлении стараются действовать мно­ гие актеры, среди которых исполнитель роли Валерия М. X. Дворкин вырывается далеко вперед. Несмотря на очень скудную литератур­ ную основу роли, молодой артист разработал ев с боль­ шой психологической глуби­ ной, наполнил эмоциональ­ ной приподнятостью, насы­ тил острой іи в то же время убедительной экспрессией. Самое главное, его Валерий —• интересная индивидуаль­ ность, человек-личность. Ак­ тер умеет мыслить на сцене, не боится самых сложных темжнритмических сдвигов, свободно ими вла­ деет. Это лучшая и. пожа­ луй, безукоризненная рабо­ та в спектакле. Жизненно, мягко, тактич­ но, хотя и очень уж баналь­ но, лепит характер матери Валерия Л. В. Туманова. Пытается изо всех сил хоть как-нибудь свести концы с концами исполнитель роли отца В- О. Хомич. И если ему это не удается, если об­ раз остается расплывчатым, безликим, будем справедли­ вы — из ничего нельзя сде­ лать что-нибудь. Старатель­ но разоблачает своего Федо­ ра —папашу Анатолия за­ служенный артист РСФСР С. Г. Аханов. Делая это с за- івидным мастерством, пожа­ луй, достигает главного — возбуждает в зрителях от- зращение, негодование. И лишь одно обстоятельство настораживает — некоторая тхатологичность образа. Скрупулезно и интересно, правда, несколько плакатяо, создает образ Тани 3. В. Шураиова. Выразительно лаконичен А. В. Печников (Грек). И асе же театр не побеж­ дает пьесы. Сплошь и ря­ дом в спектакле «белые пят­ на» (сцена у отца, начало второго акта и другие). По законам самой поверхност­ ной иллюстрации решаются сцены в милиции, избиения Валерия хулиганами и Ана­ толием, визита Тани в дом к новоявленному «кавале­ ру»-. Лишь обозначила и то очень туманно свою бабуш­ ку заслуженная артистка РСФСР В. С. Затепякина. Назойливо прямолинейны в избранных сценических средствах В. М. Полякова, (преподавательница) и дру­ гие. Спектакль «Два товари­ ща», к сожалению, не обо­ гатил добрые традиции кол­ лектива театра оеверо- ^р- цев. Действительность наша богата творческим созидани­ ем. Маркс говорил, что при коммунизме люди будут жить по законам красоты. Теперь эта мечта великого революционера становится явью. Строится коммунизм. И коммунизм делает чело­ века вдохновенным, под­ линно прекрасным. Таков герой нашего времени и та­ ким его надо показывать. Апрельский Пленум ЦК КПСС вновь подчеркнул, что работники культуры долж­ ны быть активными бойца­ ми идеологического фронта, выступать против попыток протаскивания в отдельных случаях в произведениях литературы и искусства взглядов, чуждых нам. За­ дача работников искусства — направлять овои усилия к созданию художествен­ ных образов, воплощающих многогранный чудесный лик социалистическом совре­ менности, советского чело­ века— борца и созидателя. Отступления от этих прин­ ципов ведут к мелкотемью, к обеднению жизни. Отсюда вывод: театр должен очень требовательно относиться к репертуару, к постановке спектаклей. В. ВЕНИАМИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz