История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

1 T E A Т ' P р Синий без крал горизонт, маленький островок жилья „. и мрачноватая землянка по­ являются перед зрителем, едва распахиваемся занавес на спектакле «Матросы»,.-ко­ торый театр Кріісігознамен- його Северного флота ітосзя- •пйГ'ЗО-лётйю Советских Во­ оруженных Сил. - Война. События происхо­ дят на одном из отдалённых островков Балтики. С само­ го начала спектакль про­ буждает память о грозных войне создано...немало .;дьсс,. удачных' и ; неудачных,'.; од­ нако, эта тема •всегда ’волну­ ет, потому что она посвяще­ на тому, '*о 'чем ' никогда не перестанет- помнит?» - сердце советского' ’челО&ёка: о •вер*/ которая беспечность коман- подчиненными. Непомерно дира и его нетерпимость к--раздуто в нем самолюбивое любЬгѵ/у критическому заме- «я». А потому нет. порой и чанию, и влюбленное подіэа- _я с н о с т и в его душе, нет жанйе подчиненных? свбёЩ ^должной оценки _тбй- серьез- командиру, и йееЬотзетс-№:^йой опасности, что нависла вие своему положению за- над островком в Первые мёститегЫ комйссара, ц мно-. дни войньі, W командир Йа- тоё другое. Принципиален . ндв' дороЛ)ѵ ^сплачивается и непримирим комиссар У с-''за свОЮ излишнюю самона- ков, а потому всем недо­ статкам он объявляет реши­ тельную борьбу. Артисту деянность: гибнет от фаши­ стской пули 'самое близкое ему' существо — дочь Тося, Родине, .долге,-о'My- г. о ненависти>; С.- Садикову удалось соз- его д'орогой «Антон»: дать этот образ живым, че- Сцена смерти «Антона», ловечным. Порой в голосе, пржа-цуй, с^мая • -сильная в его героя •звучат -металличе^Ь сііектаійіё.' Она поставлена , скйе ѵнрткй/мкотърые оправ- удивительно цельно ‘и эмо- дывает' /сложная ситуация циокально: в • ней и . безме­ на'острове, но чаще всего ходность горя/ и в то же это, „речь мудрого, доброго время :кайое-то удивитель- че’яОвека, который, и знает нов духовнее прозрение больше и видит дальше ■’всех членов ' команды. Так. . других. Тут и гуманное .от- через ■ смерть любимицы ' ношение комййсара к раз- ’’команды іподи мужают, ста- жалованному в матросы по новятся сильнее. Меняется ' ложному обвинению. Орлову и Панов, которому комиссар (артист И. Мрскалевский),^ ..помогает разобраться в са- бёрежное отношение к поз- мом себе, помогает стать ду- ту.Крйвухе (артист Я. Гри- ховно тоньше, совершеннее. 4шечкин), и страстное 'обра-’ Шсколько ^слов о женских щение к 'Панову с призывом персонажах пьесы. Нёдолго- быть интеллигентным чело- вечна жизнь «Антона» (ар- веком, не опускаться. Живой, сильный* образ тйстка Д.’-Сонова) на сцене, образ запомина- спектакле —* прославленный ется' своей поэтической на- герой Панов .. (заслуженный по’лненностью, легкостью, BHijM^Hije.. Внешне в артист РСФСР ‘ А. Найчук). влюбленностью в С.первых реплик на сцене Нарочито грубым, нервоз- он увлекает зрителя1каким-, ньш. создала актриса М. Гав- то буйство^ чувств, широ- рйлова образ фельдшера Го­ той натуры, искренностью, рячёвой. Но в этой сухости Глядя на него, понимаешь, и жесткости образа есть ка- почему так слепо подража- кая-то • наигранность, по­ ют ему матросы, почему та- верхностность, а потому и кое сильное чувство вызвал страдания героини чаще он у грубоватой женщины, всего оставляют сердце зри- фельдшера Горячевой (за- теля равнодушным ксерьез- служенная артистка Северо- ным ее Хо- Осетинской АССР М. Гаври- чется видеть в игре актри- лова). И. в то же время сы большую сдержанность, очень часто Панов плохо большую углубленность в управляет самим собой, а, разработке характера герои- следовательно, и своими ни. Интересна в пьесе линия Орловых: тут и огромная горечь от несправедливости, и самоотверженная предан­ ность .гробящей жены, и воз­ рождение былого чувства Под влиянием возвращения веры в людей. Однако обра­ зы эти в пьесе мало впечат­ ляют, и не столько из-за не­ удачной игры актеров (И. Москалевский и М. Ско­ ромникова), сколько из-за неразработанности этой те­ мы автором пьесы. «Там были поэты» — так хочется сказать о пьесе «Матросы» потому, что. со сцены звучали волнующие строчки поэтов, погибших в Великой Отечественной вой­ не, так хочется сказать и потому, что на сцене, живёт и говорит со зрителем понт с непоэтической фамилией Кривуха. Новаторский прием ис­ пользования стихов в тек­ сте пьесы хорошо удался режиссеру спектакля Г. Эрн­ сту. Он как-то приподнял героический тон пьесы. А актер Я. Гришечкин помог прозвучать этим стихам по- особенному проникновенно, сильно. Веришь в поэта и его стихи, потому что в них героические будни войны, в них воспет подвиг тех, ко­ го автор ‘ назвал благород­ ным и красивым общим словом — матросы. Людям на острове прихо­ дилось ТРУДНО. И .это суме­ ли передать все участники спектакля. Сумели они пе­ редать и то сильное чувство ненависти к врагам, кото­ рое объединяет их, когда шьют красный флаг, чтобы возвестить врагам о своей решимости биться до по­ следней капли крови. Эта сцена хорошо поставлена, но особенно сильно впечат- [ ляет тот момент, когда ко- | мандир выносит красный \ галстук дочери «Антона». \ В спектакле есть еще и j другие запоминающиеся і эпизоды: рцена убийства предателем матроса, бывше- | го детдомовца, а затем pa- справа над самим предате- | лем, >сцёЩ .беседы ■комисса- ра с поЖилым матросом ' Вершининым ( а р т и с т * Р. Киссельман), сцена разо- | блачіния повара. К сожалению, в пьесе , есть и целый ряд баналь- ‘ ных, грубовато сделанных | сцен, например, «любовная» , в госпитале или «побег» Ти- ' мохиной со сражающегося і острова,? «темная» матросу и другие. Но это опять-таки скорее - претензия к тексту : пьесы, в котором хотелось бы видеть большую глуби­ ну мысли, яркость и слож­ ность характеров, индиви­ дуальную прорисовку персо­ нажей, меньшую канониза­ цию образов. И все-таки, несмотря на недостатки самой пьесы, спектакль «Матросы» вол­ нует. На сцене живые люди со всеми их самыми челове­ ческими чертами, готовые я «к смерти и к бессмертной славе». Еще раз .проника­ ешься чувством благодарно­ сти ко всем тем, кто в дале­ кие годы войны мужествен­ но отстаивал счастье всех советских людей. 3 . КИРИЕНКО. Директор г. Мурманска, школы № 38 Редактор И. И. П0РТ5ШПШ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz