История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Я знаю его почти пятна­ дцать лет. Мы познакомились задолго до того, как стали ак­ терами театра Краснознамен­ ного Северного флота. Сергей Садиков принадле­ жит к поколению людей, юность которых была опалена дыханием Великой Отечест­ венной войны. С юношеских лет боролись в Сергее Садикове два инте­ реса, два страстных влечения — к сцене и к авиации. Тог­ да победило второе. Юноша, жаждавший покорять высоту, поступил в авиационное учи­ лище штурманов. Шел сорок первый год, С первыми разрывами бомб кончилась наша м и р н а я юность. Окончив училище, Сергей попадает на Ленин­ градский фронт в отдельную эскадрилью ночных бомбар­ дировщиков. Затем второй Белорусский фронт... Пути мо­ лодого штурмана пролегли че­ рез Восточную Пруссию, се­ верную Германию. В дни вой­ ны С. Садиков стал коммуни­ стом. Сергей в беседах не раз рассказывал о разных эпизо­ дах из своей боевой жизни. Но мне почему-то ярче асего запомнился один случай. Это произошло в то время, когда: он еще учился. Уже шла вой­ на. Во время одного из учеб­ ных полетов у среднего бом­ бардировщика, на котором на­ ходился Сергей, неожиданно забарахлил мотор. Летчик ско­ мандовал: — Приготовиться к прыжку! Сергей, не задумываясь, от­ ветил: «Есть!» ц стал ждать команды «пошел». А между тем у него не было парашю­ та •— он не взял его с собой (мол, тесно, только мешает работать!)- К счастью, летчик дотянул до аэродрома и бла­ И з п л е м е н н к р ы л а т ы х гополучно приземлился. Первым моим вопросом, ес­ тественно, было — почему он не сказал летчику, что у него нет парашюта. Сергей отве­ тил, что в этом случае летчик тоже не стал бы прыгать и мог из-за него погибнуть, — И ты прыгнул бы без па­ рашюта?! Он ответил, что да, прыгнул бы. И я понял, что он дейст­ вительно поступил бы так, оберегая жизнь товарища. Та­ кой уж характер у Сергея Са­ дикова. Через два года после войны Садикоз уволился в запас, и мечта о сцене, приглушенная военными буднями, с новой силой ожила © нем. В форме военного летчика, но уже без погон предстал он перед ко­ миссией в театральном учили­ ще имени Щепкина. Это был волнующий момент. На сцене, где выступала ког­ да-то великая Ермолова, мо­ лодой человек о военной фор­ ме с орденом Красной Заез­ ды на груди, преображаясь в Павла Власова из романа Горь­ кого «Мать», звал к борьбе за справедливое дело пролетари­ ата. Ответственность за судь­ бу Родины, народа,' которую почувствовал он, защищая свою страну, не могла не прозвучать в этом страстном монологе. Видимо, тогда, с первых же шагов, определилось главное направление его творчества. Училище Садиков окончил с отличием. К тому времени этЪ был человек со сложившимся мировоззрением коммуниста, очень ответственно относя­ щийся к искусству, понимав­ ший его высокие цели и за­ дачи, но эщѳ с. очень неболь­ шой, можно сказать, школьной практикой актерского мастер­ ства. Я был свидетелем первых шагов Сергея Садикова на профессиональной сцене в те­ атре Тихоокеанского флота. (К небу, с которым он пород­ нился в армии, прибавилось еще и море!). Сергей Садиков почти сразу занял ведущее положение в труппе. Все его наиболее значительные роли счастливо совпадали с главной темой его творчества: совре­ менник, его героико-романти­ ческая позиция в борьбе за человека. Как-то Сергей высказал .мысль, что на сцене испыты­ ваешь чувства, похожие на те, что испытываешь в бою. Глав­ ное из них — жажда победы: в бою — * над врагом, на сцене — над собой. На мой взгляд, он очень точно выразил в этих словах присущий его индивидуально­ сти подход к роли, к своей ра­ боте в театре. Подлинная актерская зре­ лость и мастерство пришли к нему в театре Краснознамен­ ного Северного флота. Быв­ ший главный режиссер нашего театра народный артист РСФСР И. Б. Шойхет оценил творче­ ские качества и художниче­ ские позиции актера и сумел использовать их. Героико-ро- мангическое направление те­ атра дает для этого богатые возможности. Среди многочисленных ро­ лей, сыгранных Сергеем Са­ диковым, есть такие, где тема высокой гражданственности звучит очень ярко. Таковы, например, Егор Седой в спек­ такле «Дон Кихот ведет бой», Филипп в «Гроссмейстерском балле», комиссар Усков в «Матросах». Его комиссар как- то особенно человечно отно­ сится к окружающим, интел­ лигентен, мягок. Вместе с тем р в нем чувствуется огромная g сила убеждения, способность § увлечь за собой других. § Мне довелось быть парттне- § ром Сергея в спектакле «Мой^ бедный Марат», где он сыг-§ рал роль Марата. Образ, соз-§ данный им, очень точен. Сади-g ков показал нам развитиеЩ очень своеобразного и слож-g ного характера нашего совре-® менника. g Всего актер сыграл около® сотни ролей. Каждый образ® рождался в муках, поисках, в| строгом отборе. Мы, его то-® варищи, знаем, что в течение® всей своей актерской жизни| он ведет дневники. Его днев-Ц ники — настоящая творческая^ лаборатория. Здесь он иссле-|„ дует свою работу на репети-g ции и во время спектакля, по о общественной линии (много® лет он был секретарем парт-® бюро), I Есть у Сергея свои мечты я — создать на сцене сильных в духом, близких ©му людей. В и частности, образ легендарного а полководца Михаила Василье- а вича Фрунзе. С этим челове-а ком у Садикова связано вол-® нующее семейное предание. || В Шуе, маленьком, но слав-а ном своими революционными^ традициями городке, прошлой его детство. Здесь жили его а родители и деды. Отсюда ещев в 1905 году шуйские дружин -1 ники уходили на баррикадныеа бои в Москву. В их числе была и дед Сергея, участвовавший® в организации побега М. В.§ Фрунзе из тюрьмы (впослед-| ств-ии дед погиб от руки чер-| носотенцев). В семье свято | хранится память о пребывании| Фрунзе в доме деда, где Ми-|" хайл Васильевич скрывался от| царских ищеек. Мать Сергея® — старый коммунист — охот-® но вспоминает о событиях то-| го далекого времени. § Будем надеяться, что мачта® актера сбудется. g Сейчас мы с Сергеем аме-и 0 сте работаем над одной очень дорогой нам обоим ролью. Нам посчастливилось вопло­ тить на сцене образ удиви-| тельного человека, жизнью и а подвигом которого была пот-а рясена не только Россия, но и а весь мир. Это образ леген-| дарного лейтенанта Шмидта.® Какие роли бы ни пришлось® играть актеру Сергею Садико-І ву — я уверен в том, что она будет всегда подходить к ними с самых боевых партийных, по-а зиций, что служение искусству а всегда будет для него служе-а нием своему народу. и И. МОСКАЛЕВСКИЙ.! Артист театра Красиозиа-1 мениого Северного флота.§

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz