История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

TEA ТРУ КРАСНОЗНАМЕННОГО СЕВЕРНОГО ФЛОГ^ЗО^ ЛЕТ_ ВСЕГДА ВМЕСТЕ С МОРЯНАМИ Н ы н е ш н и й год для коллектива • флотского театра юбилейный. Почти ровесник Краснознаменного Сезерного флота, театр отмечает в мае тридцатилетие. Сейчас коллек­ тив переживает период расцвета сил, творческой зрелости. В 1935 году в Полярном заканчи­ валось строительство Дома офицеров флота. Еще не были убраны леса, не везде были застеклены окна, а в по­ мещении уже шли репетиции. Энту­ зиасты — военнослужащие Северно­ го флота готовили свой первый спек­ такль. Самодеятельные художники делали, оформление, члены семей офицеров шили костюмы. А после репетиций самодеятельные артисты снова Шли в казармы и нес­ ли свою обычную воинскую службу. Они проходили строевую подготовку, учились владеть оружием, водить ко­ рабли... Так рождался будущий театр Се­ верного флота. Первым детищем тогда еше само­ деятельного матросского драматиче­ ского кружка был спектакль по пье­ се А. Корнейчука «Гибель эскадры*. Й с тех пор военно-патриотическая тема стала основной в творчестве те­ атра. В довоенное время этапным стал спектакль по пьесе Б. Лавренева «Разлом» — произведению, прони­ занному революционной романтикой, гражданским пафосом. Патриотическая тема — душа и сердце репертуара театра g годы Ве­ ликой Отечественной войны. Коллек­ тив работает над созданием спектак­ лей, которые бы волновали воинов, помогая нм лучше выполнять свой воинский долг. «Русские люди* К. Симонова. «Фронт» А. Корнейчуки, -Юфииер флота» А. Крона — вот далеко не полный перечень драматических по­ лотен, созданных в военные годы. В послевоенное зремя театр осуще­ стви 1 постановку -Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Этот спек­ такль, полный революционного наха­ ла. еш? рад утвердил героико-роман­ тический облик основной творческой линии театра. На Всероссийском смотре спектак­ лей по пронзведениям советской дра­ матургии эта постановка была удо­ стоена диплома 1 степени. Почетное место в репертуаре зани­ мают сейчас произведения на флот­ скую тему. .Мы показываем зрителям «За тех, кто в море* Б. Лавренева — пьесу о моряках Северного флота в голы войны: «Между ливнями» — пьесу А. Штейна, посвященную собы­ тиям первых дней Советской власти: «Чайки над морем> Е. Бондаревой и «В море много дорог* Е. Черткова — пьесы о буднях моряков нашего мощного современного фюта. Большое внимание театр уделяет классике. Пьесы «Мешане». «Послед­ ние», «На дне», ^Егор Булычев и другие* МГгорького; «Собака на се­ не*. «Хитроумная влюбленная» Лопе ле Вега. «Коварстзо н любовь* Ф. Шиллера, пьесы А. Островского, в гом числе «Лес». «Без вины зинова- тые*. «Свои люди — сочтемся» — гаков неполный список работ кол­ лектива в этой области. Большое место в репертуаре те­ атра занимает образ нашего совре­ менника. Его мысли и чаяния вол­ нуют актеров и постановщиков. В этом смысле показателен спектакль по пьесе А. Арбузова «Иркутская ис­ тория». Вот уже много лет он поль­ зуется популярностью среди флотско­ го зрителя. С увлечением работали актеры над этим спектаклем. Пьеса Арбузова воспевает чистоту челове­ ческих чувств. «А разве не может случиться, что сила моей любви пе­ ременит тебя неузнаваемо...». — го­ ворит рабочий парень Сергей легко­ мысленно шагающей по жизни Вальке. И это случилось! В этом сущность пьесы Арбузова. Театр не пошел по пути мелодра.матизацни событий, а придал спектаклю высокую роман­ тичность. История двух юношей и девушки из-под Иркутска стала сим­ волом судеб, дум и чаяний нашего поколения. За последние годы герой-современ­ ник прочно утвердился на нашей сце­ не. В 1959 году А. Салынским была написана пьеса «Барабанщица». Как памятник советскому солдату, решен спектакль театром. Монументаль­ ность художественного оформления, скульптурность мизансцен — все в постановке стало памятником гордой и отважной разведчице Ниле Сниж- ко Спектакль «Рассудите нас. люди* по одноименному роману А. Андрее­ ва показызает творческое и потреби­ тельское отношение к жизни. Театр поставил спектакль-диспут, где три,Ѵ I W НА СНИМКЕ: сцена из спектакля театра Краснознаменного Северного флота «За тех, кто в море». Фото Н Шинкарева буной была сцена, а аудиторией зри­ тельный зал. Из последних постано­ вок по пьесам современной драма­ тургии хочется отметить .«В день свадьбы» и «Чти отца своего*. Пьесы остро .ставят проблемы мо­ рально-этического плана, которые волнуют сегодняшнего зрителя и, ко­ нечно. нас. Коллектив театра общается не только со зрителем флота. Наши по­ стоянные гости — трудящиеся Мур­ манска и других городов Кольского полуострова. Регулярно театр выез­ жает на гастроли в Кнрсвск, Монче­ горск, Кандалакшу. Большим творче­ ским отчетом коллектива стгли две гастрольные поездки последних лет: в 1961 гоіѵ театр выступил на столич­ ной спене, а в 1964 году совершил поездку в Тбилиси и по Закавказью. Тепло встречали там представителей искусства самого северного из фло­ тов Военно-Морских сил СССР. Находясь непосредственно среди моряко.з флота, артисты театра не только на спектаклях, но и в повсе­ дневной жизни встречаются с военно­ служащими Заполярья, активно по­ могая командованию флота в реше­ нии задач по идеологическому воспи­ танию воннов-североморцев. В труппе театра, которую много лет возглавляет заслуженный деятель искусств И. Б. Шойхет. много та­ лантливых артистов, способных вы­ полнять сложные творческие задачи. Их хорошо знает зритель Заполярья. Много в театре и одаренной молоде­ жи, которая на опыте старшего по­ коления совершенствует сзое мастер­ ство. Я коротко остановился на осноз- ны\. этапных спектаклях театра. Бы­ ло же их гораздо больше. Сейчас мы заканчиваем юбилейный сезон. В мае выпускаем две новые постанов­ ки: «Мой бедный Марат* по пьесе А. Арбузова и «Требуется лжец* по пьесе прогрессивного греческого дра­ матурга Д. Псафоса. Наши планы на будущее просты. Мы хотим чаше встречаться с вами, дорогие зрители, поставить много хо­ роших спектаклей, сыграть побольше хороших ролей, чтобы отдавать себя полностью любимому искусству, ко­ торому мы посвятили жизнь. В. Л Режиссер театра Краснозна* ценного Северного флота. По военным дорогам... Тридцатилетний юбилей театра Се­ верного флота совпал с великим праздником нашей страны и всего че­ ловечества — двадцатилетием Побе­ ды над фашистской Германией. И не­ вольно в эти дни мы, люди старше го поколения, вспоминаем трудные годы Великой Отечественной войны. Война застала наш театр в одном из крупных городов далекого Азер­ байджана —Кировабаде. Но мы тот­ час вернулись на родной Северный флот. Сразу же были созданы три концертные группы для выступлений на фронте. 1 Зимой 1942 года мы побывали в районе Западной Лицы. Там между боями давали концерты минометчи­ кам и зенитчикам. Помню, как акте­ ры ползком (недалеко былн позиции фашистов) пробирались к боевому охранению. А потом несколько раз давали один и тот же концерт в раз. ных землянках, потому что в каж­ дую из них вмешалось лишь по три—четыре зрителя. Больших зем­ лянок не было. Мы бывали на кораблях. Случа­ лось выступать и под открытым не­ бом, у артиллеристов. Подмостками нам тогда служили ящики из-под боеприпасов, а зрительным залом — склоны сопок. В памяти воплывают различные встречи: вот ьчы на аэродроме у лет­ чиков, вот выступаем в госпитале пе­ ред ранеными, вот — на знаменитом полуострове Рыбачьем. . Помню, как весело смеялись бой­ цы, когда мы с Р. М. Кнссельманом исполняли номер «Веселые коки»., Везде нас принимали, словно дорогих гостей, слушали, затаив дыхание. Особенным успехом пользовались са­ тирические куплеты, песенки. Много было смеха, аплодисментов. И мы чувствовали, что наше слово, наши шутки и песни нужны бойцам, как воздух, как оружие. Хотелось выступать больше и боль­ ше. В пургу и метель совершали мы свои многокилометровые переходы — шагали через сопки, плыли по Барен­ цеву и Белому морям. Всего за годы войны театр дал более двух тысяч концертов. Мы бережно храним теплые отзы­ вы о наших выступлениях. Они осо­ бенно дороги тем. что написаны людьми, которые слушали и смотре­ ли нас, отдыхая после боя и — перед боем. Хочется привести некоторые из за­ писей: «Личный состав корабля... благода­ рит артистов театра Северного фло­ та за отличное выступление, которое еще больше подняло боевой дух и патриотизм моряков. 30 августа 1941 года*. А вот более ранняя запись: «Большое спасибо коллективу те­ атра за посещение течащихся бой­ цов. Концерт восприняли больше, чем обычные концерты. Действует, как лекарство, освежающе. Да это и по­ нятно. До скорой встречи. Герой Со­ ветского Союза Губанов. 25 августа 1941 Г0Д4». А этот отзыв получен нами на по­ луострове Рыбачьем: «Личный состав... батареи благо­ дарит всех участников концерта за замечательный концерт. Ваши вы­ ступления зоодушевляют красно­ флотцев и офицеров на новые герои­ ческие подвиги. Личный состав про­ сит передать Военному Совету фло­ та. что он готов в любую минуту выполнить любое задание командо­ вания. 29 октября 1944 года*. За время войны 55 членов коллек­ тива театра Сезерного флота получи­ ли правительственные награды. А об­ шей большой наградой для нас былн сердечное отношение и теплые отзы­ вы о спектаклях и концертах наших зрителей — бойцов и матросов Со­ ветской Армии и Флота. С. АХАНОВ. Заслуженный артист РСФСР. М О Я М Е Ч Т А В дни, когда наш театр отмеча&т свой юбилей — 30’летие, мне, моло­ дой актрисе, хочется поделиться свои• ми мыслями, сказать большое спаси­ бо товарищам, с которыми я рабо­ таю, у которых учусь. Еще работая в Бресте, в театре Л е ­ нинского комсомола, я мечтала о те­ атре Северного флота. Мне рассказы - вали об этом коллективе, как об очень дружном, сплоченном, высоко­ профессиональном. Естественно, что мне интересно было попасть в этот театр. Я счастлива, что работаю рядом с такими мастерами сцены, как народ­ ный артист РСФСР С. М. Простякое, заслуженные артисты республики С. Г. Аханов, А. Ф. Найчук. В ■ С- Затепякина, Г. С. Градов, артисты С. С. Садиков, В. О. Хомич и другие Это хорошие, отзывчивые люди, с ни­ ми хорошо работать, у них м о у с н о многому научиться. За эти полтора сезона я сыграла несколько ролей: Наташу в « Арго­ навтах », Елену в «Рассудите нас. люди», Зинк у в « Иркутской истории*. Клаву в « Лень свадьбы», Анфису е *Угрюм-реке», Ирину в *Чти отца своего» и другие. Самая любимая моя работа, конечно. Анфиса. О чем я мечтаю... Мечтаю сыграть комиссара в «Оптимистической тра­ гедии», мечтаю о роли моей совре­ менницы комедийного или остроха­ рактерного плана, мечтаю об образах из пьес Островского, Чехова, Горь­ кого. И, конечно, хочется сделать как можно больше и каждую роль как можно лучше, когда видишь, с какой радостью принимают нас в самых далеких уголках Кольского полуост­ рова. Л. ЗЕЛЬЦИНА. Артистка театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz