История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ФЛО Т С К ОМУ Т Е А Т Р У - 3 0 ЛЕ Т С Л О В О З Р И Т Е Л Е Й НАШ ОЫ 1 ДИИ ДРУГ Так мне хочется назвать флот­ ский театр, 30-летне которого мы отмечаем сегодня. И пусть коллективом театра это призна­ ние не будет расценено как обычный юбилейный компли­ мент, Оно — от всего сердца! Не сомневаюсь, что меня горя­ чо поддержат и другие многочис­ ленные почитатели флотского театра. Мы любим наш театр за то. что он живет одной жизнью с флотом, умело сочетает в Своей СЛЖиЪО! Нам очень нравятся спектакли театра Краснознаменного Север­ ного флота. Они вызывают чув­ ство гордости за свой народ, же­ лание еще бдительнее, зорче стоять на страже его мирного труда. Мы считаем работников театра своими боевыми соратни­ ками. Хочется от всей души поблаго­ дарить наших флотских артис­ тов. За мастерство, за то, что они поставили на вооружение флота могучую силу искусства. Старшина 1 статьи А. СМОЛЬЯНИНОВ. Старший матрос А . БАРДЮЖА. АРУЖЕСШЕ ШАРЖИ В. С. ЗАТЕПЯКИНОИ Заслуженная артистка РСФСР В. С. Затепякнна в роли Клюки («Угрюм-река» В. Шишкова). работе эстетическую силу искус­ ства с его высокой воспитатель­ ной ролью, помогает северомор­ цам достойно нести службу, кре­ пить боевую готовность флота, духовно и культурно расти. Мы любим наш театр и за то. что он стремится иметь свое творческое лицо, отличное от других театральных коллекти­ вов. Такое стремление позволи­ ло ему вырасти в зрелый коллек­ тив, заслуженно пользующийся широкой популярностью среди североморцев. Недаром они так внимательно и заинтересованно следят за творческой жизнью театра, всегда в курсе всех его радостей и горестей. Не знаю, может быть, иные люди думают, что в наше время уже можно прожить без театра, заменить его телевизором или кино. По-моему, это невозмож­ но. Театральное искусство облада­ ет особой силой воздействия, оно способно проникнуть в такие затаенные уголки наіпей духов­ ной жизни, куда не может про­ никнуть, по образному выраже­ нию писателя И. Эренбурга. «ни один, даже самый совершенный скальпель хирурга». ...Отзвенел третий звонок, за­ гораются огпи рампы, раздви­ гается занавес. И мы погружаем­ ся в увлекательный мир челове­ ческих судеб и страстей. Войди­ те тихонько в зрительный зал, где североморцы смотрят поста­ новку своего театра, и вы сразу почувствуете, увидите, как чут­ ко и жадно ловят они каждую реплику, каждое слово, летящие к ним со сцены, как щедро бла­ годарят они актеров за достав­ ленную ими радость. Пройдите в антракте в фоне, прислушайтесь к многоголосому говору, н вы почувствуете, что в театр пришел самый заинтересо­ ванный зритель. Широкую и заслуженную по­ пулярность наш театр завоевал благодаря слаженному и творче­ ски активному ансамблю масте­ ров сцены. После каждого спек­ такля в памяти надолго остают­ ся талантливая и яркая игра мно­ гих актеров, интересное и свое­ образное оформление спектак­ лей. В театре работает большая группа талантливых артистоів, встреча с которыми всегда радо­ стна. Это народный артист РСФСР С. Простяков, заслу­ женные артисты РСФСР В. За- тепякина, А. Найчук, Г. Градов, С. Аханов, С. Скворцов, арти­ сты С. Садиков, В. Хомич. В. Ра- чило и другие. К своему 30-летию театр при­ шел творчески зрелым, успешно решающим стоящие перед ним задачи. Хочется пожелать наше­ му общему другу — так дер­ жать! Подполновник медицинской службы Г. СКЛЯРОВ. ВОПЛОТИВ ОТ ВСЕЙ ДУШИ Театру Северного флота—30 лет. В сравнении со многими те­ атрами Союза, насчитывающими вековую историю, эта цифра ка­ жется скромной. Но совсем по- иному смотришь на нее, когда думаешь, что нашему родному, теперь Краснознаменному Север­ ному ‘ флоту всего 32 года. Они родились почти вместе, флот н театр. И вместе с ростом флота рос, мужал и набирался сил его драматический театр. Мы, моряки-североморцы, дав­ но, полюбили этот дружный кол­ лектив. Нас радует каждый его творческий успех, так же, как каждая наша* удачно выполнен­ ная боевая задача или боевое уп­ ражнение, Ведь это наш театр, который живет и трудится вмес­ те с нами Неприязнь к штампу, све­ жесть и полнота чувства, по­ стоянное стремление к чистоте и ясности художественной формы — вот что всегда отличало луч­ шие спектакли театра* Очень хочется, чтобы флот­ ские артисты чаще бывали на наших кораблях и в частях, где их всегда принимают как самых желанных гостей. Хочется еще раз горячо, от всей души поблагодарить весь коллектив драматического теат­ ра Краснознаменного Северного флота и в день его славного тридцатилетия пожелать ему больших творческих успехов. Капитан-лейтенант В.ВАСИЛЬЕВ. ОБРАЗ п ОЖЕЛТЕВШИЕ газетные вырезки... Тонкие тетрадки с выц­ ветшими чернилами, с косыми карандашными строчками, сде­ ланными наспех, в перерывах между боями, с надписью на по­ коробившейся полусогнутой обложке: «Дневник фронтовой бригады краснофлотского театра»,.. Книги отзывов, на страницах которых мель кают подписи военных комиссаров, политруков, командиров батареи защитников Рыбачьего, моряков, бравших Линнахамарн, сражавшихся в «Долин* смерти*... В них, этих газетных вырезках, торопливых за­ писях,— история театра, прошедшего свой боевой путь вместе с фло­ том, делившего с воинами все трудности и лишения, горечь неудач и радость побед. - Вот некоторые из этих записей, отрывки из газетных статей и За­ меток, писем и дневников. ГОД 1936... «У крутых скал одного из фиор­ дов Кольского залива возводились корпуса Дома военно-морского фло­ та. Еще леса опоясывали сте­ ны, еще не везде были навешены двери и окна, а в залах уже шла горячая подготовка к первому спек­ таклю краснофлотского драматиче­ ского кружка. Организаторы флот­ ской самодеятельности Обухов, Яикелевич. Прошин. Леснов горя­ чо обсуждали планы дальнейшей работы. Жены командиров шили костюмы. Местные художники го­ товили незатейливые декораций. Наконец, афиши известили о премьере пьесы А. Корнейчука «Гибель: эскадры». Так рождался театр Северного флота. (В. Мехнецов, режиссер театра Северного флота). ГОД 1939... «1939— 1940 годы были одной из памятных и ярких страниц истории театра. Шла война с белофиннами. 13 декабря театр получает задание — обслужить части Красной Ар­ мии и флота, действующие на Пет- самском Направлении. Разделив- ШйШш Вот вам Клюка — стара, седа. Но это, право, не всегда. Вмиг можно перевоплотиться И в молодицу превратиться. ♦ С. М. СКВОРЦОВУ Заслуженный артист РСФСР С . М. Скворцов в роли капитана («Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега). — А ваше мненье об игре Скворцова? — Скворцов всегда играет образцово. ♦ : Н. И. ШИНКАРЕВУ Артист Н. И. Шинкарев в роли Эрнандо («Хитроумная влюблен­ ная» Лопе де Вега). . О Сергее Григорьевиче Аханове можно рассказывать много. Один из основоположников нашего флотского театра, он 27 лет провел на сцене. В 1938 году пришел он в театр Север­ ного флота, в этом коллективе нахо­ дился всю Великую Отечественную войну, средствами искусства вдохнов­ ляя воинов на борьбу с врагом. Еще в довоенные годы вместе с другим ве­ тераном нашего теаща — артистом Р. М. Киссельманом Сергеи Григорье вич_ создал интересный и оригиналь­ ный номер «Веселые коки». То бы­ ли куплеты, которые постоянно об­ новлялись. Такая сатира тоже помо­ гала громить врага. А сколько ролей самого разного плана было сыграно в спектаклях в эти грозовые годы! Как правило, по­ становки североморского театра были актуальны и злободневны. «Рус­ ские люди» Константина Симонова впервые увидели свет рампы в театре Северного флота. Автор, который был в ту пору в Заполярье, читал флот­ ским артистам свою пьесу, ставшую затем знаменитой, уточнял детали, шлифовал материал и дал «добро» спектаклю. Среди других пьес — «Олеко Дундич», «Офицер флота», «Фронт», «Оптимистическая траге­ дия», «Так и будет»... Аханов играл ведущие роли в этих постановках. Сейчас на счету заслуженного ар­ тиста РСФСРС. Г. Аханова более 80 ролей. Тут русская и зарубежная классика, произведения советских драматургов, трагедии и водевили, драмы и комедии... Купцы, рабочие, солдаты, боцманы, генералы, адмира­ лы, офицеры, шахтеры, колхозники... Подлинно народные интонации, ду­ шевность, гордость за человека мож­ но видеть в каждой работе Аханова. Он всегда старается как можно глуб­ же проникнуть в существо характера своего героя, сыграть на сцене как можно естественнее. Широк творческий диапазон акте­ ра. Но больше всего лежит душа у Сергея Григорьевича к флотским ро­ лям. Людей советского Флота Аханов играет с огромным под’емом, ибо зна­ ет их жизнь не понаслышке. Актер- коммунист, вступивший в партию в суровые военные годы. считает свою работу в театре службой на Северном флоте. Особый этап в творчестве Сергея Григорьевича — воссоздание на сцене образа великого вождя и учителя тру­ дового народа Владимира Ильича Ле­ нина. Эта ответственная и сложней­ шая работа началась еще 15 л@г на­ зад, когда ставилась пьеса Вс. Виш­ невского «Незабываемый 1919-й». Поначалу, может быть, слишком мно­ го внимания уделялось чисто внеш­ ней стороне — гриму, жестам, дви­ жениям, разговору. А самое главное — ленинская мысль, его душевность, человечность — порою оставалось на Ш-'-' *• . - -* '"> ' в роли В. И. Ленина. втором плане. В напряженном труде рождался успех. Уже в следующем спектакле — в «Кремлевских куран­ тах» Н. Погодина — Сергей Григорье­ вич сумел показать все тонкие оттен­ ки характера Ильича. Ленин — чело­ век, Ленин— вождь, Ленин — бли­ стательный психолог во всем вели­ чии, благородстве и гуманизме вста­ вал в образе, созданном Ахановым. И не случайно после этого спектакля Сергея Григорьевича на несколько се­ зонов пригласили на роль Ильича в НЕВИДИМЫЕ ТВОРЦЫ СПЕКТАКЛЯ Пред вами Шинкарев—Эрнандо. А коль на сцене Шинкарев, Смеется зритель — будь здоров! — Без дополнительной команды. Г. С. ГРАДОВУ Заслуженный артист РСФСР Г. С. Градов в роли Петра Громо­ ва («Угрюм-река» В. Шишкова).г0^ і>ьіл градов адмиралом, ‘ капитаном,;; Был герцогом и даже королем. Но самым симпатичным, как ни странно, Он стал сибирским ухарем- - купцом. Начался спектакль. Открылся за­ навес. Перед зрителем предстали лю­ ди другой, далекой эпохи. Яркие, не­ привычные костюмы, высокие причес­ ки, причудливые декорации — чу­ жой, особенный мир, едва знакомый нам по книгам, картинам и кинофиль­ мам. И все это — и декорации, и костю­ мы, и другие детали, передающие ат­ мосферу, обстановку спектакля, соз­ дают люди, чьи фамилии не указаны на афишах и в театральных програм­ мах, которых не видит и не знает зри­ тель. И восхищаясь порой спектаклем, мыи не догадываемся, сколько труда, творческой фантазии вложили в него эти люди, прежде чем открылся зана­ вес. О некоторых из них, невидимых творцах спектакля, мне и хочется рас­ сказать сегодня. По представленным художником эскизам изготовляются декорации костюмы, парики и грим для артис­ тов, оружие и предметы домашнего обихода то, что потребуется на сцене по ходу спектакля. На декора­ циях мывидим лепку, в глубине сце­ ны — скульптуры. Они созданы ру­ ками заведующего бутафорским цехом Н. А. Студеникина, работающего в театре уже 30 лет, в том числе в те­ атре Северного флота — 14 лет. Николай Астафьевич умеет лепить и рисовать, знает столярное, слесар­ ное, ювелирное и много других ре­ месел. Ему известны свойства раз­ личных материалов, он умеет делать вещи из папье-маше и картона, бу­ маги и соломы, веревок и жести, де­ рева и пластмассы. Но одного умения здесь мало, нужно еще обладать вку­ сом художника, знать архитектурные стили, видеть предмет в определен­ ном ракурсе, требуемом для данного спектакля. Хрустальная ваза — из жести, прекрасная статуэтка — из мешковины и папье-маше. Н. А. Сту- деникин делает их поистине талант­ ливо, с большим вкусом и чувством меры. ...Действие происходит к давнюю пору. Артист надевает костюм вре­ мен короля Лира. Значит, заведую­ щей костюмерным цехом Юне Гри­ горьевне Хребтовой нужно не только подобрать необходимые ткани, но и знать раскрои и способ пошива костю­ ма, надо уметь сшить его так, чтобы он пе мешал артисту двигаться по сцене легко и непринужденно, чтобы он соответствовал не только эпохе и среде, но и помогал актеру выразить характер создаваемого им образа. Подготовить костюмы к тому или ино­ му спектаклю, вычистить их, отгла­ дить, привести в должный порядок, бережно хранить — эта обязанность также лежит на заведующей костю­ мерным цехом. Прическа, парик. усы, борода дела­ ются в гримерном цехе, которым вот уже 9 лет руководит Маргарита Сер­ геевна Елисеева. Каждая деталь гри­ ма с учетом характера образа, роли, а также внешности актера — ее ис­ полнителя (строения его лица и голо­ вы) создается гримерами — помощ­ никами Маргариты Сергеевны — под ее непосредственным руководством и наблюдением. Есть такие спектакли, в которых декорации меняются не только меж­ ду актами, в антрактах, но и во время так :называемых «чистых перемен», т. е. между картинами. На эти «пере­ мены» отпускается 2—3 минуты. Это короткое время принадлежит работни­ кам машинно-декорационного цеха. Они должны успеть снять одни деко­ рации и поставить другие. Каждый спектакль приписан к определенной бригаде рабочих этого цеха, руково­ дит которой бригадир. Один из ста­ рейших и опытнейших бригадиров — Дмитрий Нилович Сумароков, прора­ ботавший в театре Северного флота 15 лет. Немало обязанностей и у другого старейшего работника нашего театра главного администратора С. М. Хауне- на. Необходимо арендовать помещение для спектаклей, наладить рекламу, позаботиться об удобствах переезда артистов и их размещении, организо­ вать встречу и прием зрителей, соста­ вить календарный план показа спек­ таклей, наконец, снабдить цеха нуж­ ными материалами для подготовки но­ вого спектакля... Я коротко рассказал о нескольких людях, которых любят и уважают в нашем театре. Без их незаметной для зрителя, но такой важной работы не может открыться занавес, не могут выйти на сцену артисты. Заслуженный артист РСФСР Г. ГРАДОВ. НА СНИМКЕ (слева направо): Н. А. Студеннкнн, М. С. Елисеева, Ю. Г. Хребтова, С. М. Хаунен, Д. Н. Сумароков. О Фото Н. Шинкарева. Ленинградский Большой драматиче­ ский театр им. М. Горького. Прошло время, и вот Аханов вновь в Заполярье. И снова актер возвра­ щается к ленинской теме. Это— пье­ са А. Штейна «Между ливнями». Почти по полчаса в двух труднейших картинах, оставаясь наедине со зри­ телем (один на всей сцене!), Сергей Григорьевич смог держать людей в постоянном напряжении, умело и тон­ ко передать ход и логику ленинской мысли, рождение его гениальных за­ мыслов и планов. Скажите, кому не интересно встре­ титься с человеком, сыгравшим вели­ кого вождя? И ежедневно в театре раздаются телефонные звонки. Ахано­ ва приглашают к себе моряки кораб­ лей, воины отдаленных гарнизонов, школьники, студенты, рабочие... Мо­ лодежь хочет видеть «живого» Лени­ на. И она видит его — на творческих встречах, на вечерах. Вовремя недав­ ней гастрольной поездки флотского театра по Заполярью старые друзья С. Г. Аханов и Р. М. Киссельман 60 раз выступили с лекцией «Образ Ле­ нина в советской драматургии», иллю­ стрируя лекцию отрывками из пьес. Сегодня, в день тридцатилетия драматического театра Краснознамен­ ного Северного Флота, североморцы от души желают актеру-ветеранѵ доброго здоровья и счастья в жизни. М. ВЛАДОВ. шись на две бригады, театр гру­ зится на транспорты, готовящиеся к походу в Баренцево море. В одном порту к представителю театра обратились красноармейцы с просьбой дать концерт. На тран­ спорте выступать было негде; все палубы и каюты забиты. Остава­ лось одно — использовать трюм, котором находилось прессованнос сено и помещались лошади. — Ну, что же, в трюме — так в трюме! Быстро была сооружена сцена: на прессованное сено сверху нало­ жены листы фанеры, и концерт на­ чался! Зрители устроились с ком фортом... верхом і на лошадях, по два-трн человека на каждой». (Из воспоминаний В. Мехнецова) «...Сегодня мы впервые ступили на финский берег. Ночь. Куда ни кинешь взгляд, везде снег и обго­ релые хребты Домов, озаренные бликами костров, у которых греют­ ся наши бойцы. На специальном автобусе мы двинулись в одну из частей. Нако­ нец, добрались до своего «театра» — деревянного шалаша, приле­ пившегося под самой горой. Не ве­ рилось, что в этом убежище при­ дется выступать. Однако раздумы­ вать не приходилось, через десять минут концерт начался. Потолок мешал актерам выпрямиться, лам­ па «летучая мышь» коптила, ли­ ца зрителей смутно вырисовыва­ лись из мрака, и лишь оглушитель­ ные аплодисменты после каждого номера напоминали, что перед на­ ми множество смотрящих на нас друзей ѵ. (Из дневника актера Добро­ вольского). ГОД 1941... «Первый же концерт для артис­ тов стал первым боевым крещени­ ем. В воздухе появлялись самоле­ ты противника. Впервые в своей театральной практике артисты име­ ли возможность наблюдать превра­ щение зрителей в бойцов. Застуча­ ли пулеметы, заухали зенитки. Артисты восхищенно следили за действиями бойцов. Но вот сигнал отбоя. Роли снова переменились. Артисты опять на «Сцене», а зри­ тели-бойцы в «зрительном зале». — Ну, вот, товарищи, — шутит конферансье, — у вас кончилась боевая готовность, а у нас она на­ ступила». (Газета «За Родину»), «...Наше пребывание на фронте близилось к концу. Но предстояло еще самое главное — побывать в боевом охранении. Дорога туда шла через лощину, которую про­ звали «Долиной смерти». Пробира­ лись ползком. В землянках передовой линии развернуться негде. О концерте не может быть и речи. Мы читали от­ рывки из книг, пели пеісни под ба­ ян. рассказывали анекдоты. Всю ночь с нашей заставы раздавался громкий смех. В заключение бой­ цы попросили нас притихнуть. И мы услышали немецкий аккордеон. Он играл всего в 80— 100 метрах от землянки. Перед зарей мы сно ва ползком возвратились в распо­ ложение оснозных частей. За 10 дней наша бригада дала 44 концерта, побывав почти во всех подразделениях морских пе­ хотинцев». (Из воспоминаний артистов День- типа и Волохова). ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ «От имени краснофлотцев, ко­ мандиров, политработников и их семей благодарим коллектив крас­ нофлотского театра Северного фло та за работу по организации отды­ ха личного состава в боевой обста­ новке. Артисты краснофлотского теат­ ра обслужили за два дня весь лич­ ный состав, поставив 3 концерта а дивизионе и 2 концерта в Стронь тельстве-97. Концертами остались все довольны. Отмечаю исключи­ тельное желание артистов помочь части в боевой обстановке, так как, не теряя напрасно времени, они помогли нам и в хозяйственной ра­ боте. сами, добровольно. Это пока­ зывает. что наши артисты красно­ флотского театра, если понадобит­ ся, вместе с нами пойдут на защи­ ту Советской Родины с винтовкой в руках и так же умело выполнят долг гражданина СССР. Военком 2-го Отд. Артиллерий­ ского дивизиона старший политрук Зюзин. 7 декабря 1939 года». «Личный состав корабля ТЩ-37 благодарит артистов театра Север­ ного флота за отличное выступле­ ние. которое еще больше подняло боевой дух и патриотизм моряков. 30 августа 1941 года». «Большое спасибо коллективу театра за посещение лечащихся бойцов. Концерт... действует, как лекарство, освежающе; До скорой Встречи. Герой Советского Союза Губа­ нов. 25 августа 1941 года». «Личный состав Н-ской батареи благодарит всех.участников за за­ мечательный Концерт. Ваши выс­ тупления воодушевляют красно­ флотцев и офицеров на новые ге­ роические подвиги. Личный состав просит передать Военному Совету флота, что он готов в любую мину­ ту выполнить приказание командо­ вания. ~ Полуостров Рыбачий, 29 октяб­ ря 1944 года». «Почему так дорог и близок нам североморский театр? Почему в зрительном зале, когда идет спек­ такль нашего театра, устанавли­ вается исключительный контакт между актерами и зрителями? Я думаю, потому, что театр — это детище Северного флота. Тесная связь с флотом — неотъемлемая черта всей его деятельности... Герой Советского Союза контр- адмирал И. Колышкшь?й Март 1946 года». А РУЖЕСШЕ ШАРЖИ А. Ф. НАИЧУКУ Заслуженный артист РСФСР А. Ф. Найчук в роли Прохора Гро­ мова («Угрюм-река» В. Шишкова). Что громче: гром, ТУ-104, ^ ^ Иль, может, горная река? Нет, громче всех в подлунном мире Бас Алексея Найчука. Р. М. КИССЕЛЬМАНУ Артист Р. М. Киссельман в роли Кѵка («Угрюм-рекя* В. Шишкова). М О Я С Е М Ь Я Я молодой артист. Работаю вофлот­ ском театре всего два сезона. И сразу я встретил дружную, тесно спаянную семью артистов, во главе которой вот уже много лет стоит главный ре­ жиссер Исай Борисович Шойхет. Как сложилась моя творческая судьба? Могу сказать: хорошо. За не- 1 полные два года мне посчастливилось сыграть ряд больших и малых ролей. Среди них Сергей в «Аргонавтах», Брынза в «Душе солдата», Иван («Между ливнями»), Василий («В день свадьбы»), Красавин («Чайки над морем*). Если честно говорить, самой прият­ ной для меня работой была роль Ива­ на в спектакле по пьесе А. Штейна «Между ливнями». Тогда я вплотную столкнулся с режиссерским талантом Исая Борисовича Шойхета, с искус­ ством актеров старшего поколения — народного артиста РСФСР С. М. Прос­ тякова, заслуженных артистов РСФСР Г. С. Градова и С. Г. Аханова. Мне, молодому актеру, приятно и ра­ достно работать в коллективе, где есть такие артисты. Меня, бывшего воина, особенно привлекает военно-патриотическая тема. Мне понятны думы и чаяния матросов Северного флота. Это помог­ ло мне в:работе над образом Красави­ на в спектакле по пьесе Е. Бондаре­ вой «Чайки над морем». Я горжусь тем, что мне доверили такую роль. Создать на сцене образ советского мо­ ряка — разве это не счастье для ар­ тиста? Сейчас я закончил работу над ролью Марата в пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат». Этот образ по­ корил меня своей чистотой. Поболь­ ше бытаких ролей! В. РАЧИЛО, артист театра. .< Рафаил Михайлович Киссельман В театральном деле - ^ ветеран. В группе ветеранов-северян Тоже самый первый — Киссельман. Ну и что ж. Предел ему не дан. Лет до ста играйте. Киссельман! В. О. ХОМИЧУ Артист В. О. Хомич в роли Иб- рагима-оглы («Угрюм-река» В. Ши­ шкова). Не любит Хомич сглаживать углы — И вышел острый Ибрагим оглы. Рисунки художника театра А. Мещаниновой^ Стихи подполковника медицин­ ской службы Л. Соколовского. Т Т Ѵ Ѵ Ѵ Ѵ Ѵ Ѵ Т Ѵ Ѵ Т Т Т У Т Т Ѵ «На страже Заполярья» 3 стр. 16 мая 1965 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz