История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

ЗАВТРА ТЕАТРУ КРАСНОЗНАМЕННОГОСЕВЕРНОГО ФЛОТА - 30 ЛЕТ С Е Р Г Е Й П Р О С Т Я К О В ~ Н А Р О Д Н Ы Й А Р Т И С Т О КОЛО 70 ролей сыграл на сценах раз­ личных театров страны народный ар­ тист республики Сергеи Простяков. Творческий путь Сергея Михайловича разно­ образен и интересен, так же. как и его боль- иая и богатая событиями жизнь. Актером Про* гтяков стал не сразу. В молодости ему при- длось перебрать много разных профессий. Был чернорабочим и бетонщиком, экспедито- ром газеты И даже истопником. Но мечта о сцене не оставляла его все эти годы. 3 1931 году Сергей Простяков добровольно ушел служить на Балтийский флот. Но и здесь >н не забывает о своей мечте, активно участ­ вует в самодеятельном драматическом коллек­ тиве «Трал», сам пишет пьесы, ставит их и иг­ рает в них. Когда организовалась Северная во- 'нная флотилия, Сергей Михайлович перешел іа учебном корабле «Комсомолец», где он был старшиной команды радистов, в Заполярье. С 5олыіюй теплотой вспоминает он первый парад чораблей флотилии в Архангельске и то не­ обыкновенное чувство гордости, которое охва­ тило его тогда. В 1935 году Сергей Михайлович демобили­ зовался и вернулся в родную Москву, где по­ ступил на курсы шоферов. В СТУДИЮ Зеленого театра он забрел случайно и... остался. Мир театра, сце­ ны, мир творческого поиска сразу же стал для него дорогим и близким. С головой ѵшел молодой актер в учебу. С интересом сле­ дили за его первыми шагами в искусстве С. Ах- метелли и Н. Охлопков, которые в то время руководили студией Зелёного театра. Чуткий, требовательный и талантливый актер и режис­ сер. Охлопков оставил неизгладимый след в памяти Сергея Михайловича, наложил отпеча­ т о к на все его творчество. И, думается, в том большом успехе, с которым играл Простяков свои многочисленные роли, есть заслуга и Н. П. Охлопкова, впервые познакомившего мо­ лодого актера с работой над образом, с систе­ мой К. С. Станиславского, с серьезным, прин­ ципиальным подходом к творчеству. — Охлопков не раз повторял нам. буду­ щим актерам. — вспоминает Сергей -Михайло­ вич',—что в спектакле не нужны механические исполнители чужой воли. Успех достигается тогда, когда актер и режиссер работают над спектаклем как творческие единомышленники, говорят на одном и том же творческом языке. Своим ученикам Николай Павлович отдавал всего себя, весь свой жизненный и профессио­ нальный опыт, свой большой и страстный та­ лант. Вспоминается Сергею Михайловичу та­ кой случай. Не клеилось у него как-то с одной из ролей. С каждой репетицией он все больше и больше разочаровывался, терял уверенность в себе. Чего-то не хватало, что-то он делал не так, как хотелось бы. Свои сомнения Сергей Михайлович высказал Охлопкову. На одной из репетиций Охлопков вошел в зал, сел и стал слушать. — Холодный пот прошиб меня. — вспоми­ нает Сергей Михайлович. — Я видел, как он отмечает каждую мою ошибку. Да что там ошибку — заминку, каждую неверную паузу, жест. А когда кончилась репетиция, он подо­ шел и сказал: «Вы играли в пустоту, а ведь вы должны были почувствовать невидимую аудиторию, обязаны были завязать с ней кон­ такт. Публика должна помогать артисту. А вы не чувствовали зрителя. Отсюда и неуверен­ ность жеста и диалога. Посмотрите, как надо, по-моему, играть это место*. И он повторил весь отрывок с такой убедительностью, с та­ кой достоверностью, что мне стало стыдно. Мы не раз еще репетировали вместе, и рисунок об­ раза постепенно становился для меня все яс­ нее и яснее. Со студии Зеленого театра началась творческая артистическая жизнь Сер­ гея Простякова. Позднее от работает в различных театрах столицы: имени Ленсовета, имени Баумана и т. д. Его опыт и знания ра­ стут, репертуар расширяется. Он работает под руководством опытных режиссеров, таких, как заслуженный деятель искусств РСФСР Шле- пенов, заслуженный артист РСФСР Краснян- скнй и другие. М НОГО ЛЕТ бережно хранит Сергей Михайлович потускневшую газетную вырезку. Старая фотография военных лет... Боец Сергей Простяков с винтовкой в руках в строю истребительного батальона Московского ополчения. Он участвовал в боях с первых дней войны, защищал Москву, дошел до Берлина. Отгремела война, и солдат-артист снова вер­ нулся к искусству. За эти годы Простяков исколесил страну вдоль и поперек. Бывал в больших и малых городах, выступал на эстра­ дах. в клубах. Дворцах культуры, а иногда просто под открытым небом. В 1950 году он приезжает на Север. В театре Северного флота им создано нема­ ло ярких, запоминающихся ролей. Простяков — актер большого творческого диапазона. Он играет в трагедиях и комедиях, в пьесах со­ ветских и зарубежных авторов. Скупость в от­ боре внешних деталей, строгий и четкий ри­ сунок роли, большая внутренняя наполнен­ ность — вот основные черты, характеризую­ щие творчество Простякова. Многочисленные роли классического репер­ туара сыграны артистом в разное время (дядя Ваня в одноименной пьесе Чехова, Монтанел- ли в «Оводе», Алексей Каренин в «Анне Ка­ рениной*. Белугин в «Женитьбе Белугина» и другие). Но Сергей Простяков — артист со­ временного репертуара. Ему особенно близки образы наших современников. Он создал на сцене центральные образы в пьесах «Офицер флота*, «Песня о черноморцах», «Чайки над морем» и многих Других. — Нет актера. — говорит Сергей Михай­ лович, — который не мечтал бы сыграть на­ шего современника, героя нашего дня. чья судьба далеко не всегда легка И Проста, но всегда достойна уважения Создать такой об­ раз — наш актерский долг перед зрителем и временем. НО хорошо исполнить такую роль очень сложно. Наше время ставит перед акте­ ром качественно новые задачи. В современ­ ных пьесах актера подстерегает большая опасность. Ведь здесь нельзя спрятаться за костюмом, декорациями и особенностями эпо­ хи. как в классических пьесах. Актер здесь должен быть предельно точен и искренен. Ш ОСЛЕДНЯЯ работа Сергея Михайло­ вича— Тимофеи Кичигин в пьесе В. Лаврентьева «Чти отца своего...*. Это самая любимая роль артиста за последнее время. — Тимофей Кичигин некрасив, внешне в нем нет ничего броского, но взгляды его. убеждения, настроения очень близки мне. В моих глазах Тимофей — образец высокой нравственности и чистоты. И мне хотелось, чтобы и зритель понял и полюбил моего ге­ роя вместе со мной. Ведь наш флотский зри­ тель — самый заинтересованный и самый бес­ пощадный наш критик. Я всегда прислуши­ ваюсь к его голосу. Потому что знаю: он по- настоящему любит искусство. На творческих вечерах и встречах, на конференциях и просто в откровенных разговорах он умеет указать на недостатки в нашей работе, ©ценить наши ус­ пехи. Этот процесс обогащения — взаимный. Мы воспитываем зрителя художественными образами, а он, в свою очередь, непрерывно учит нас. артистов. Я люблю Присматриваться к людям, к жизни, к народным обычаям, при­ слушиваться к языку. И использую в своей ра­ боте многое из виденного и слышанного мной, конечно, переделывая, так сказать, театрали­ зуя свои наблюдения. Около 30 лет работает Сергей Простяков в театре. 15 из них он неразрывно связан с фло­ том. Ему посвятил он свою жизнь, свое творче­ ство. свое искусство. За сыгранными им ро­ лями стоят большой Жизненный опыт, раз­ думья, тревоги и волнения. Родина высоко оценила труд художника. Ему присвоено по­ четное звание народного артиста республики. Сергей Михайлович весь в работе, он по­ лон новых творческих планов и замыслов. И мы с вами еще не раз увидим интересные, на­ сыщенные ‘ глубоким содержанием об­ разы наших современников, созданных Про- стяковым на сцене флотского театра. С. ПРОСТЯКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz