История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Н Е Б О Й С Я Б Ы Т Ь С Ч А С Т Л И В ЫМ , МА Р А Т ! Узкий, трепещущий луч света падает на темную сцену, и откуда- то из глубины, словно издалека, медленно появляются три фигуры. Все ближе и ближе подходят они к нам, все ярче свет, освещающий их лица. Вот они — Лика, Марат, Леонндик... Три человека„ Три друга... Три судьбы... Так начинается новый спектакль драматического театра Краснозна­ мённого Северного флота по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат». Полупустая сцена. Ободранный не то кроватб, не то широ­ кая тахта с множеством одеял. Буржуйка; От всей этой обстанов­ ки веет холодом, одиночеством, большим человеческим несчастьем. Март 42-го. Ленинградская блокад­ ная зима... Удивительное чувство оставляет в душе этот спектакль. Что-то ^очёнь трепетное, немного грустное, нежное и очень хорошее. О чем же он? О дружбе? Да, о ней. О верно­ сти? И о ней тоже, О трудной судь­ бе поколения, юным вступившего в войну? О ранах физических и ду­ шевных, которые не залечиваются легко и часто остаются на всю жизнь? И об этом^ Но не только об этом... Итак, знакомьтесь: Лика, Марат, Леонндик. Лика (артистка Марина Скором- ннкова) предстает перед нами сов­ сем еще девочкой, маленьким чело­ веком в спортивных шароварах и свитере со смешной детской игруш­ кой в руках. Но скоро мы понима­ ем. что эта девочка — очень твер­ дый и глубоко искренний человек, не прощающий лжи, обмана даже - в мелочах, чёловек, для которого самое главное в жизни — все от­ давать другому, жертвовать всем для друга. Трудно сказать, какой акт сыг­ ран Скоромниковой лучше. Пер­ вый ли, в котором и начинаю­ щаяся дружба,. и зарождающаяся женственность (актриса показыва­ ет ее очень ненавязчиво и очень трогательно), и еще не осознанная любовь. Или второй, в котором Ли­ ка уже не девочка и еще не женщи­ на. Тоскующая, любящая, ожидаю­ щая. Здесь она должна принять ре­ шение. За кого из двух друзей она выйдет замуж? З а Марата, которо­ го любит давно? Или за Леонидика, который тоже ей дорог? И она ста­ рается вглядеться в них, понять их обоих. А понять так трудно. Ведь один, Марат, вернулся с фронта в блеске славы и удачи. И он всегда старался казаться сильнее, чем есть на самом деле. Даже в юности (в первом акте), когда придумывал несущестшующнх диверсантов. Да­ же теперь, когда стесняется гово­ рить о своей любви вслух... А Лео- нидик... Он потерял на фронте ру­ ку. ‘Й не боится говорить о своей любви, не боится показаться сла­ бым. Он выглядит даже слабее, чем есть на самом деле. И его нельзя бросить, потому что в одиночестве он пропадет, потому что она, Лика, для него все на свете — мать, се­ стра, любимая. Слабый остается, сильный уез­ жает. Тонко, без лишней патетики играет в этой сцене Скоромникова. Она просто предлагает Леонидику чашку чая. И в этом жесте — все. Отныне она берет на себя все забо­ ты о нем, она жертвует для него любовью, мечтой. Нужна ли эта жертва? В третьем акте Лика — Скором- ннкова усталая, какая-то очень спо­ койная, "даже разочарованная. Она совсем не та, что в первых двух действиях. И это не только воз­ раст, не только разница в годах. Лика словно потеряла что-то самое главное. Как будто ушли радость жизни, творческая активность* спо­ собность мечтать. Нет, совсем не кажется счастливой эта Лика. А Леонндик? Посмотрите, каким бла­ гополучным он стал. Элегантный черный костюм, безукоризненная прическа. Ничего похожего на его старую выцветшую фронтовую гим­ настерку, на вихры, словно выда­ вавшие внутреннее беспокойство. Ни следа и от этого беспокойства, нервности, сомнений, душевного надлома. Никаких острых углов, никакого взлета фантазии. Все при­ вычно, серо, обыденно. Таким он стал теперь, Леонндик, поэт, преж­ де легко ранимый, мятущийся че­ ловек. И это Лика сделала его та­ ким. Своей чрезмерной, даже ме- О НОВОМ СПЕКТАКЛЕ ТЕАТРА ФЛОТА лочной опекой, своим стремлением оградить мужа от тревог и сомне­ ний. укрыть в тихой надежной га­ вани. Артист Игорь Москалевский очень точно и тонко показывает эту внутреннюю логику развития обра­ за. КажДой деталью, интонацией, верно найденным штрихом. Горячо и упрямо отказывается Леонндик— Москалевский от ликиных услуг во втором акте. Еще не научив­ шись жить без руки, он упорно ста­ рается все делать сам. И шинель он тоже надевает сам. А в третьем ак­ те он принимает заботы Лики рав­ нодушно, чуточку устало, без бла­ годарности. Он уже больше не бо­ рется. И стихи он теперь пишет та­ кие же —- гладенькие, без внутрен­ него напряжения, без риска, без борьбы. Думается, что роль Леонн- дика — наиболее крупная удача И. Москалевского за последнее время. Артист открыл в этом спек­ такле новые, неизвестные до сих пор грани своего дарования. А что же Марат? Марат, кото­ рый всегда был самым сильным, самым активным в дружеском трио. И для него были трудными эти го­ ды. И ему не принесла счастья эта жертва во имя дружбы. И он в чем- то потерял себя. Но, как и всегда, он, Марат, вносит сомнение в жизнь друзей: правильно ли живут они? Открывает глаза Лике на ее преступление перед самой собой. Да, она совершила это преступле­ ние, изменила своей мечте большой светлой мечте о научно- исследовательской работе, удоволь­ ствовалась меньшим, в то время как была способна на большее. И это он, Марат, убеждает Леонидика в том, что «даже за день до смерти не поздно Начать жизнь сначала». Сергей Садиков, интересный тонкий актер, снова продемонстриг ровал свою способность к вдумчи­ вой серьезной работе. Его Марат запоминается надолго. Интересно, что и здесь в полной мере прояви­ лось свойственное Садикову каче­ ство — никогда не останавливать­ ся, снова и снова работать над ро­ лью, даже если спектакль уже при­ нят н одобрен публикой. Уже во втором спектакле он был лучше, П Р А В Д И В Ы Е О Б Р А 3 Ы Прекрасный подарок сделал флотским зрителям драматиче­ ский театр Краснознаменного Северного флота, поставив спек­ такль по пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат». Режиссер-постановщик спек­ такля заслуженный деятель искусств РСФСР И. Б. Шойхет с большим мастерством и тактом поставил эту сложную психоло­ гическую пьесу, а исполнители создали глубоко правдивые, жиз­ ненные образы. Артисты С. Са­ диков (Марат) и И. Москалев­ ский (Леонндик) не «играют» своих героев, а живут на сцене, как люди, сами прошедшие в прошлом через горнило войны. Вероятно, именно в этом причи­ на их актерской удачи. '-'VC Правдивый образ создала М. Скоромникова (Лика).: 4 Интересен замысел художни­ ка спектакля А. Мещаниновой. Скупыми, но выразительными средствами оформление помога­ ет зрителям почувствовать об­ становку и время, в которых живут герои. Я. КАТНОВНИК. ' чем в первом. Мягче, тоньше, внут­ ренне свободнее. И вот последняя сцена пьесы. Возбужденный,: скрывающий вол­ нение Леонндик. Недоумевающая, но постепенно заражающаяся его волнением Лика. Что-то будет, что-« то должно сейчас произойти. И это — «что-то» происходит. Потерявший веру в себя, даже озлобившийся Леонидик находит в себе силы раз­ рубить узел, в течение многих лет душивший всех троих, потому что никогда, даже «за день до смерти не поздно начать жить сначала». Посмотрите на этого нового Лео- ниднка, принявшего, наконец, ре­ шение. Москалевский удивительно верно и ярко проводит эту послед­ нюю сцену. Куда девались привыч­ ная равнодушная усталость Леонн- днка, его обыденность? Сколько нежной, восхищенной, грустной и слегка снисходительной любви к Лике в его жестах! Он освобож­ дается от ее опеки, от ее забот, ее жертвы, потому что они не принес­ ли ему счастья, как не принесли: его ни самой Лике, ни Марату. По­ тому что нельзя лишать человека возможности жить и мыслить са­ мому, самостоятельно, потому что нельзя ставить ему искусственные подпорки. А Лика и Марат? Они должны быть счастливы. Во имя всех тех,! кто мечтал о счастье и не дожил, всех тех, кто был с Маратом под. Ленинградом, под Бреславлем, кто) навсегда остался на полях сраже-: ний, во имя прошлого и будущего.; И не надо жертв. Только счастли-і вый человек может сделать счаст-: ливым и сильным другого. «Ты; только не бойся, не бойся быть сча-j стливым... Не бойся, мой бедный Марат!». Этими словами Лики кончается интересный, тонкий и слаженный по ансамблю спектакль. Спектакль;, в котором три актера весь вечер держат нас в состоянии огромного напряжения, заставляют думать и волноваться за судьбу трех очень хороших, немного запутавшихся людей. Спектакль, в котором все хорошо, начиная от режиссер­ ского решения (режиссер — заслу­ женный деятель искусств РСФСР И. Б. Шойхет) до художественно­ го оформления (А. А. Мещанино­ ва). В котором верно найден «ключ» мизансцен и угаданы инто­ нации — лирические, теплые, чуть грустноватые, с мягкой арбузов- ской усмешкой. Может быть, кое-что еще немно­ го недоделано. Талантливой М. Скоромниковой, например, хо­ чется пожелать быть более орга­ ничной (чтобы не проскальзывали вдруг нотки «слесаренка» из «Ду­ ши солдата»). Думается, чуть боль­ ше затаенной нежности, трепет­ ной, как натянутая струна, долж­ но быть в отношениях между Мара­ том и Ликой, несмотря на их внеш­ нюю резковатость. Пожалуй, не­ много больше, чем следует, суетли­ вости у Марата — Садикова в пер­ вом акте. Зритель и так поверит, что его герою всего семнадцать. Но все это детали. А в общем хочется от всей души поздравить коллектив театра с хорошей рабо­ той, с большой, настоящей уда­ чей. Н. КУЗНЕЦОВА. НА СНИМКЕ: сцена из спектак ля «Мой бедный .Марат». Слева на право: /Марат — артист С. Сади ков, Леонндик — артист И. Моска- левский, Лика — артистка М. Ско- ромннкова. Фото В. Михеева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz