История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Она была на втором курсе ху­ дожествен н о г о училища в Ле­ нинграде, когда разразилась вой­ на. Занятия в училище прекратились. Тогда она пошла на курсы шоферов, чтобы потом подвозить все необходимое для бойцов, быть полезной фронту. Но машины нужны были армии, и их забрали у школы. Курсы закры­ лись. Она пошла в райвоенкомат и по­ просилась на фронт. Но ей сказа­ ли, что фронт сейчас везде, и на­ до работать там. где ты больше всего .можешь принести пользы Ро­ дине. Предложили поехать на лесо­ заготовки — Ленинград задыхал­ ся без топлива. И она поехала в Лисий Нос. Два тяжелых голод­ ных, холодных блокадных года ра­ ботала она здесь. Только природ­ ное здоровье и молодость сохрани­ ли ей жизнь... В 1944 году возобновились заня­ тия в училище. А год спустя, она. окончив его и отлично выдержав конкурсные экзамены, поступила в Академию художеств, которую с отличием окончила в 195 І году. Чтобы подчеркнуть настойчи­ вость и энергию этой женщины, хочется сказать, что после неудач­ ного брака она осталась одна с грудным ребенком на руках. Надо было обеспечивать себя, ребенка, помогать матери, платить няне. И чтобы продолжать занятия в Ака­ демии, она добилась повышенной государственной і стипендии: учи­ лась на круглые «пятерки». А сколько раз во время каникул, пос­ ле практики, она ходила на товар­ ную станцию, чтобы подработать на погрузке и разгрузке железно­ дорожных вагонов! Студентам того трудного времени все это хорошо знакомо.:.;: И вот четырнадцать лет назад она пришла в театр Северного фло­ та и стала работать здесь ху­ дожником. Она сразу обратила на себя внимание одаренностью, дело­ витостью и одержимостью в рабо­ те. Хотите познакомиться с ней? Зайдите во флотский театр и спросите Антониду Антоновну Me щанинову. Вы увидите маленькую, подтянутую, без следов косметики на лице, в строгого покроя и цве­ та платье подвижную женщину — художника театра. За годы работы в театре Северного фло­ та Антонида Антонѵхв- на оформила более СО спектаклей, и неизмен­ но и зрители, и крити­ ки, и печать отмечают в ее творчестве боль­ шой художественный вкус, изящество и про­ стоту оформления. Вот, например, что писала минувшим летом газе­ та Закавказского воен­ ного округа «Ленин­ ское знамя»: «Бели ко­ медия «Душа солдата» запоминается. то в этом немалая доля за­ слуги художника Ме­ щаниновой. Она удачно нашла штрихи, дета­ ли. которые дополняют спектакль, подчеркива­ ют его настроение». Или (о спектакле «Чайки над морем»): «Суровая природа Заполярья на­ шла выразительное отображение в декора­ циях художника Меща­ ниновой. Лаконично и просто, в хорошей жи­ вописной манере решено оформле­ ние всех картин». Не только большим дарованием, но и огромным трудолюбием обла­ дает Антонида Антоновна. Пос­ ледние годы она работала одна — без главного и второго художников, а подчас и без декоратора, я без заведующего постановочной час­ тью. Было время, когда она офор­ мляла по три спектакля одновре­ менно («Опасная профессия». «Дав­ ным-давно». «Блудный сын»), не требуя за это никаких привилегий и наград. Более того, этот упор­ ный и нелегкий труд она сочетала с активной общественной работой как в театре, так и на флоте и в области. В спектаклях, оформленных А. А. Мещаниновой, каждая мель­ чайшая, совсем, на первый взгляд, неважная деталь в декорациях, кос­ тюмах, реквизите отыскана и подо­ брана по форме, по цвету ею лич­ но или согласно ее эскизам. А сколько надо иметь такта, вы­ держки и умения,* чтобы спокойно и ровно настойчиво убеждать ар­ тистов имегь костюмы именно та­ кие и тех цветов, которые наибо­ лее подходили бы к раскрытию су­ ти характера персонажей и гармо­ нировали с оформлением спектчк- А. А. Мещанинова. ля и костюмами партнеров! Если, к примеру, артистка брюнетка и знает, как ей «идут» огненные, «горячие» тона, попробуйте дока­ зать, что ей на сей раз надо быть на сцене в костюме «теплых» то­ нов. что ее любимые цвета бу­ дут не видны на красочном « т о п ­ чем» фоне декораций! Порою очень нелегко это сделать. Антонида Антоновна обладает еще одним редчайшим даром теат­ рального художника, который мо­ гут по достоинству и полностью оценить, пожалуй, только артисты. Каждый актер знает, что. если «суть с внешностью не в ладѵ». полноценного художественного об­ раза не получится. Поэтому ар­ ПУСТЬ КРЕПНУТ КОНТАКТЫ На протяжении всей своей тридцатилетней истории коллектив драматического театра Северного флота черпал силы в живой связи с флотским зрителем Этой доброй традиции мы верны и ныне. И включает она не только спектакли и концертную деятельность. Ак­ теры и режиссеры театра тесно связаны с матросской художественной самодеятельностью, проводят с ее участниками консультации, семина­ ры, творческие встречи, сказывают самодеятельным артистам практи­ ческую помощь в постановке драматических произведений. Нам нередко встречаются в отдельных коллективах очень спо­ собные люди, среди которых есть имеющие специальное театральное образование. При соответствующей поддержке со стороны театра они могли бы не только стать квалифицированными руководителями флотской художественной самодеятельности, но и не прерывать обще­ ния с профессиональным искусством. Если такие товарищи обратятся тисты старательно ищут внешний; облик того человека, которого им предстоит воссоздать на сцене.; Ищут в жизни, на снимках в газе­ тах и журналах... Ищут эти внеш­ ние черты своего героя и псдчас: так и не находят их... Антонида же Антоновна в самом начале работы над новым спектаклем спешит прийти на помощь актеру. Она вы­ полняет эскизы на гримы с таким проникновением в суть образа и с; таким знанием индивидуальности исполнителя, что артисту ничего не остается, как только горячо, от всего сердца поблагодарить худож­ ника. Эскизы гримов в исполнений • Мещаниновой — это самостоятель­ ная художественная ценность.. Увы, таким даром обладают очень немногие театральные художники. И даже способнейшие из них з а - ; частую просто не хотят утруждать себя хлопотлизой и кропотливой работой. Ведь нужно глубоко про­ никнуть в замысел драматурга, постановщика, исЛолнителя... У драматического театра Север­ ного флота — театра в основном передвижного — много специфики. Мещанинова хорошо изучила зги особенности, и потому оформление, созданное ею. и на малых сцениче­ ских площадках сохраняет свои большие достоинства. В театре вы всегда найдете Ан- тониду Антоновну там, где она больше всего нужна в данный мо­ мент. Разговаривая с ней, вы не­ вольно обращаете внимание на се пытливый взгляд. Может быть.; именно это умение так по-детски заинтересованно слушать собесед­ ника и позволяет многим работни­ кам театра называть уже немоло­ дую женщину просто Тоней, нашей Тоней. Но беда вам. если вы опро­ метчиво окажете что-либо в защи­ ту абстракционизма или других ан- тиреалистических течений в искус­ стве. Не узнать тогда нашей Тонн, вам не сдобрс-вать! Настоящий художник-реалист, впитавший все .лучшие традиции нашего декоративного искусстза, Мещанинова пытливо асматрнззет- ся в жизнь, стремится идти с ней в ногу, постоянно ищет новые ^ е - ; шения в оформлении спектаклей. : У Анганнды Антоновны большие творческие планы. Сейчас она офор- ! мляет одновременно два спектак* і ля — «Чти отца езоегэ...» В. Лав­ рентьева и «Мей бедный Марат» А. Арбузова, мечтает оформить сатирическую злую пьесу. Доброй удачи вам. Антонида ; Антоновка, дорогая наша Тоня! Народный артист РСФСР С. ПРОСТЯКОВ. — -----о АРТИСТЫ В ГОСТЯХ У М0РЯК08 Недавно в нашем гарнизонном і .матросском клубе состоялся кон­ церт артистов драматического теат- і Ра Северного флота. Гости покупа­ ли нам сцену из спектакля «Крем- ; левскне куранты». В сцене были : заняты заслуженный артист РСФСР С. Аханов и артист Р. Ки- ; сельман. С большим интересом ■ просмотрели мы и сцены из дру- • гих пьес которые ставит наш театр. Моряки тепло поблагодарили артистов за выступление и поже- і лали им новых творческих успе­ хов. Матрос В. ПЛАТОНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz