История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Творчество ак тера театра Се­ верного флота за служенного ар­ тиста РСФСР Алексея Федоро­ вича Найчука хо рошо знакомо североморцам. Прив­ лекает не только яркое исполнение А. Найчуком многочисленных ро­ лей, но и необычайность судьбы актера. Алексей Федоровігч мыслящий, пытливый художник, обладающий широким художест­ венным кругозором, богатым жиз ненным опытом и незаурядным да­ ром. Это человек, увлеченный теат­ ром и существующий для него. 25 лет назад Найчук был далек от мысли стать профессиональным актером. Участие в художественной самодеятельности было, казалось только увлечением, не более. В те юношеские годы он мечтал стать военным.:Но жизнь решила иначе. После смерти отца он долгое время воспитывается у бабушки и, окон­ чив семилетку в селе Екатеринов­ ка Омской области, поступает в пе­ дагогическое училище города Та ра После его окончания живет и работает учителем в селе ЛОжни- коБо. Там он и встретил июнь гроз­ ного 194 І года. — Долго обивал я пороги воан комата — « вое безуспешно. Слы шал один ответ: молод еще, подрас­ т и , — вспоминает Алексей Федо­ рович. ^ Мне ведь тогда еще и 13-ти не было. И вот* наконец, по­ счастливилось: нашел «лазейку». Ушел на фронт добровольцем через райком комсомола. Мечта детства ^ іюсвятить себя военной службе —- стала сбываться. Сначала посла­ ли в Тюмень на курсы политбойцов, а потом — под Москву. Жаркое было время: враг стоял у порога столицы..,, ' Мужественно сражался с фашис­ тами в составе сибирской дивйзии комсомолец Найчук. А в 1942 году Алексей был тяжело ранен. Солда Iта отправили далеко в тыл, в род- Iные места. После излечения работает в Тар­ ской школе. В то время в Таре обосновался эвакуированный с Украины театр, и Алексей не пропускал ни одного спектакля, стал в театре завсегда таем. Близкое знакомство с искус­ ством — и былое увлечение пре­ вратилось в страсть. . При театре организовывалась студия. Услышав о наборе в нее, Алексей пришел в приемную ко­ миссию и заявил: «Хочу петь!». — Петь, .конечно, я не стал, — рассказывает Алексей Федорович, — но с тех пор начал учиться в драматической секции студии у пе­ дагога Е. П . .Просзетоза. Познавая тайны актерского мас- терстза, Найчук преподавал в шко­ ле и одновременно играл в театре. После войны театр был расфор­ мирован, и Алексей Федорович уезжает в Павлодарский драмати­ ческий театр, где работает до 1951 года. За этот период (в Павлодаре и Таре) он сыграл около 50 различ­ ных ролей, многие из них — в пос­ тановках произведений классики. Найчук, создавая образ, всегда до­ бивался широких, художественных обобщений, смело и дерзко решал сложные проблемы. Высокую идей­ ность. политическую устремлен­ ность вкладывает он в работу над каждой ролью. Созданные им обра­ зы^ Неанамова («Без вины винова­ тые» А. Островского), Пугачёва («Капитанская дочка» по А. Пуш­ кину), Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони). Фигаро («Фигаро» Бомарше), Большов («Свои люди сочтемся» А. Остроз- |ского). Черкин («Варвары» М. Горького) и многие другие пред­ ставляют несомненный и значи* Iтельный интерес. Артист играл не только класси­ ку. Его образы из советских пьес не менее ярки и точны. Это Рома- H 10 K в «Калиновой роще» А. Кор­ нейчука, Петька в «Чудесном спла­ ве» А. Кнршона, Максим в «Не на* зызая фамилий» В. Минко и мно­ гие другие разноплановые роли: :.ѵ |В 1951 году А. Найчука пригла* шают в Алма-Ату. Но неожиданно маршрут актера резко меняется — с юга на север. Он приезжает в театр Северного флота. — Потянуло ближе к романти­ ке, к флотской семье, — так об’яс- илет Алексей Федорович езое нео­ жиданное решение. В театре Северного флота иачн-і нается новый этап в творческой жизни артиста. Здесь ?го реперту­ ар обогатился героико-романтиче­ скими ролями. Душевная близость играемых им персонажей дает ак теру огромный материал и широ­ кую возможность самозабвенно творить. Многие роли служат укра шелием репертуара флотского те­ атра. Матрос Годун в «Разломе» Б. Лавренева — первая роль этого направления и нозый значительный этап в творческом росте актера Ему удалось создать обаятельный образ героя революции. Основная особенность исполнения этой роли А. Найчуком заключается з показе не только сильного, преданного ре волюции матроса, но и его истин ных переживаний; его душевной чуткости и отзывчивости. Сильные стороны игры Найчука — в прав дивом, полном лирической теплоты изображении человеческих; чувств в драматизме языка, близкого к народному, который оттеняет прав­ дивость образа. С такой же достоверностью ле­ пит Найчук образы вершителей ре- водфЦии в следующих своих рабо­ тах. Буквально одним точным штрихом, одной интонацией, мимо­ летным жестом создает он непов­ торимый рисунок. Развалистая «флотская» походка Алексея в «Оптимистической т р а г е д и и » Вс. Вишневского, мягкий юмор Шванди («Любовь Яровая» К. Тре­ нева) и т. д. Сколько теплоты и сердечности, сколько невысказан­ ной любви вложил в образ того же Алексея А. Ф. Найчук! Каждый зритель незаметно для себя оказы­ вается в гуще событий, рядом с Алексей»; '• Ярки и увлекательны образы то­ го же плана и в последующем твор­ честве Найчука. В качестве приме­ ра можно привести роль капитана Громова в драме С. Смирнова «Лю­ ди, которых я видел»; капитана 3 ранга Платонова в «Океане» А. Штейна, коммуниста-подполь- щика Митрофанова, того самого, который вместе с советской разведи чицей Нилой Снижко оставался во вражеском тылу. Обросший, уста­ лый, в грубой солдатской шинели, он буквально на несколько минут появляется в одной из картий «Ба­ рабанщицы». А. Салынского, и от разговора с ним легко вздыхают и юная партизанка, и весь зритель­ ный зал, которому очень хочется верить в благородство Нилы. И так во всех спектаклях. Алексей Федорович Найчук умеет находить для каждого образа взгляд; интонацию, жест,; рисую­ щие индивидуальный неповтори­ мый облик. , У Найчука есть особенная ост­ рота видения. особенное умение обобщить, собрать в фокусе наибо­ лее существенные — смешные или трагические — стороны изобража­ емого человека. За 14 лет работы в театре Се­ верного флота Алексей Федорович сыграл свыше 50 ролей, и в ос-; новном это были люди в шинелях. В каких только званиях ни был ; Иайчук на сцене! От матроса до адмирала, от солдата до генерала простирается «послужный список» актера за эти годы. — Военный репертуар, постоян­ ные встречи со зрителем, носящим любимую мною с детства форму со­ ветского воина, вселяют в меня но­ вые силы, — говорит актер. — И вместе с тем все это пред’являет; и большие требования к качествуI моей работы. Требовательность к себе, нова­ торство, поиски, высокая художе­ ственность — основные принципы актера, завоевавшего горячую лю­ бовь флотского зрителя. В 1954 году Алексею Федорови­ чу Иайчуку "было присвоено зва­ ние заслуженного артиста РСФСР. II Найчук оправдызает высокое до­ верие народа. Он создает незабы­ ваемые образы. Это писатель Но­ виков («Палата» С. Алешина), ко­ торого мы хорошо понимаем, когда он; пожилой и серьезно больной че­ ловек. отталкивает любимую моло­ дую женщину, чтобы не стать ей в тягость. Это Виктор («Иркутская история» А. Арбузова) — человек,, который во имя дружбы готов на все. Это Василий Заболотный («В день свадьбы» В. Розова) с его добрым, веселым характером. Это весельчак и балагур сержант Брын­ за («Душа солдата» Е. Шатунов* ского). Своей талантливой игрой во многих спектаклях Найчук заража­ ет зрителя, передает ему свое наст­ роение, заставляет волноваться вместе с героем. Ьсобо надо сказать об одной из последних работ А. Найчука —- ро­ ли Прохора Громова в инсцениров­ ке по ромайу В, Шишкова «УгрюІі^ река». — Долго я ждал тгікой роли, —- говорит Найчук. — Кипело все внутри и вот, наконец, вылилось... И недаром зритель отлично ви­ дит все идейное убожесгзо и нрав­ ственное разложение буржуазной среды, в которой живет ПрохОр и тлетворному влиянию которой не может противостоять. Эта роль по­ зволила в полной мере развернуть­ ся большому таланту актера. Очень сильный по природе голос (а им Найчук владеет блестяще) в за­ ключительной сцене спектакля зву­ чит мощно, громоподобно. Жест — резок, широк, игра подчинена стре­ мительным динамическим ритмам. II когда артист, устремившись впе­ ред. рассекая рукой воздух, вдох­ новенно произносит: «Вперед! Че­ рез трупы погибших. Только впе­ ред!» — образ Прохора становит­ ся особо ощутимым, видимым. В спектаклях с участием Найчу­ ка все как-то крупно, широко, брос­ ко. И вовсе не случайно в 1960 го­ ду в связи с 25-лётйем театра А. Найчук был занесён в Книгу почета флота. : : ; 'V' Алексей Федорович сейчас в расцвете своего таланта, обогащен­ ного многолетним опытом. И, как всегда, он весь — в поисках,... в упорном труде. Совсем недавно ак­ тер предстал перед взыскательным и требовательным зрителем в сво­ ей новой роли капитан-лейтенанта Боровского в пьесе Б. Лавренева «За тех. кто в море». 30-летию флотского театра посвящает ар­ тист эту работу. Он трудился над нею с огромным увлечением. _ Боровский очень сложен, про­ тиворечив. _ говорит А. Найчук. — И не случайно эта роль меня крайне интересует. Как Образ, как *■. характер. Судьба Боровского пр пьесе складывается весьма неваж^ но, но я верю в своего героя, верю в то. что где-то за пределами спек­ такля он станет настоящим челове­ ком. И стремлюсь донести все. что я (а это уже и он. мой герой) чув­ ствую. до зрителей. То, что актер справился с пос­ тавленной перед собой задачей, убедительно показала премьера. И когда после спектакля зрители дол- ; го и бурно аплодировали, отдавая, . должное коллективу театра, значи­ тельная доля их благодарности ад­ ресовалась одному из его замеча­ тельных актеров — Алексею Фе­ доровичу Найчуку. артисту, бой­ цу, идущему в ногу с жизнью, с на­ родом. с воинами флота. — У меня нет ролей больших и малых. Все они дороги мне. Каж­ дой из них я отдал часть своего сердца, часть самого себя, — гово­ рит Алексей Федорознч. — Жизнь наша удивительно интересна, и мне очень хочется (как, видимо, и всем актерам) снова и снова играть на­ шего современника. Пусть противо­ речивого. ищущего, может быть, ошибающегося, но — романтично­ го, влюбленного в свое дело, прок­ ладывающего свой путь. Будет ли это матрос, офицер или адмирал— неважно. Но это должен быть обя­ зательно человек во флотской фор­ ме. Я жду. очень жду его! И так обидно, что нет новых хороших пьес о нашем заполярном флоте, о североморцах! Я заканчиваю свой беглый рас-: сказ о заслуженном артисте рес-; публики. Я понимаю, сколь трудно в коротком очерке описать большую жизнь и дать обстоятельный твор­ ческий портрет славного челозека и большого художника. Да простят меня за неполноту материала пок­ лонники таланта Алексея Федоро­ вича Найчука. По я не ошибусь, если скажу, что североморцы очень гордится тем, что в нашем флот­ ском театре есть актер такого уди­ вительного дарования. Счастливого пути вам, Алексей Федорович, по нелегким, но радо­ стным дорогам искусства! ' Капитан-лейтенант Е. НИКИФОРОВ.. НА СНИМКЕ: А. Ф. Найчук. Фото Н. Шинкарева. «На с і раже Заполярья» 3 стр. 5 марта 1965 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz