История Драматического театра Северного флота по страницам газет (1941-1989) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 150 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

БОЛЬШАЯ УДАЧА ЗАМЕТКИ О НОВОМ СПЕКТАКЛЕ ФЛОТСКОГО ТЕАТРА Оцепенение проходит не сразу. Кажется, ты пронизан безумным блеском глаз Прохора Громова. — Могу или не могу?! Вот он впился глазами в пустой стул. Как жн?ой укор, появляются в темноте призраки погубленных им людей: Анфиса, отец, Ибрагим... Во имя денег убита любовь, от­ правлена на каторгу дружба, пре­ дана совесть. И уже не кажется таким неожиданным самоубийст­ во. Так жить нельзя. Нет, нельзя... Окончилось последнее действие нового спектакля театра Северного флота «Угрюм-река» по одноимен­ ному роману В. Шишкова. Зритель не сразу приходит в себя, захва­ ченный талантливой игрой акте­ ров. Успех театра настолько очеви­ ден, что хочется сразу же поде­ литься тон радостью, которую всег­ да ощущаешь, соприкасаясь с под­ линным искусством. Исполнителя главной роли зас­ луженного артиста РСФСР А. Ф. Найчука мы давно н хорошо знаем, но на этот раз мы как-то совсем по-новому увидели его на сцене. Перед нами был Прохор Громов, алчный и бездушный сибирский за ­ водчик, шаг за шагом идущий к своей гибели. На сцене оживает старая Рос­ сия. Сила искусства вдыхает жизнь в события многолетней давности. Забываешь, что сидишь в зале н смотришь спектакль. Актер застав­ ляет нас поверить в то, что проис­ ходит на сцене, не только верно переданным внешним рисунком роли, но н правильно, глубоко раск­ рывая психологию своего героя. Хочется отметить также С. Г. Аха­ нова. А. С. Зельцину, В. О. Хоми- ча, А. А. Жданова, Н. И. Шойхет, С. М. Простякова, С. С. Садикова, Р. М. Киссельмана. Подлинное ма­ стерство показала в маленькой ро­ ли Клюки заслуженная артистка РСФСР В. С. Затепякина, еще раз подтвердив тем самым знаменитые слева К. С. Станиславского о том, что в театре нет малых ролей. Наш флотский театр поставил не одну замечательную пьесу. В книге отзывов можно прочесть не­ мало задушевных слов благодарно­ сти самых разных людей из самых отдаленных гарнизонов флота, нз разных городов нашей страны. И все же «Угрюм-река» — это, пожа­ луй, одна из больших удач театра. Главный режиссер театра И. Б. Шойхет продемонстрировал под­ линную творческую зрелость, по- новому зазвучали голоса и многих других артистов. Как во всяком спектакле, в «Уг- рюм-реке» есть свои сильные (их, несомненно, больше) н слабые сто­ роны. Можно спорить о некоторых частностях, можно н не говорить о них, но об одном просчете театра мне хотелось бы поговорить под­ робнее. Он кажется > мне принци­ пиально важным. Следя за А. Ф. Нанчуком, иног­ да испытываешь чувство жалости к его Прохору. Получается так, что все его переживания, конфлик­ ты с совестью проистекают нз са­ мого существа Прохора, нз особен­ ностей его характера. Мы видим, как мучается Прохор, и не чувст­ вуем, как стонут притесняемые им тысячи рабочих, не чувствуем бо­ ли и силы народа. Не всегда убе­ дительно показано, что преступле­ ния Прохора: убийство, подкуп, об­ ман — это не -просто личные его качества, а неизбежный путь, по которому он идет в условиях капи­ тализма, что, даже при желании, Громов не может быть дсбрым, что его конец логически неизбежен. Не совсем рельефно и убеди­ тельно отражена в спектакле ос­ новная сила, которая сокрушит Громова и ему подобных, — борьба рабочих за свое освобождение. Я, конечно, не подготовлен к глу­ бокому анализу работы режиссера и актеров. Взыскательный взгляд, быть может, найдет в новом спек­ такле целый ряд недоработок, но главное все же остается — боль­ шая удача театра. То, что проис­ ходит на сцене, глубоко волнует. В это веришь умом и сердцем. ’Имен­ но такие спектакли заставляют чувствовать силу искусства. Капитан-лейтенант Л. ЕВТУХОВ. НА СНИМКЕ: сцена нз спектак­ ля «Угрюм-река». Слева направо: Прохор ГРОМОВ — заслуженный артнет РСФСР А. НАИЧУК, Петр Данилович ГРОМОВ — заслужен­ ный артист РСФСР Г. ГРАДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz