История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

I ИЗМЕРЯТЬ МАСШТАБОМ ВРЕМЕНИ Заметки о спектаклях Мурманского областного драматического театра Недавно в Мурманске состоялась конференция ре­ жиссеров театров Северо-Западной зоны, посвященная современному герою на сцене. Редакция обратилась к од* ному нз участников конференции — московскому искусст­ воведу К. Е. Крнвнцкому с просьбой поделиться впечат­ лениями о тех спектаклях Мурманского областного теат­ ра, которые ему довелось увидеть в дни работы конфе­ ренции. Ниже мы помещаем его заметки. В М У РМ А Н С КОМ т е а т р е н е ­ м а л о ин тер е сны х , о д ар ен ­ ны х ар ти с то в . В нем молодая , ищ ущ а я р еж и с с у р а , опы тные, п р оф е с с и о н а л ьны е художни ки . П о сл е зн а к ом с т в а с о с п е к т а к ­ л ям и т е а т р а в п ам я т и о с т а е т с я ц е лы й р я д я р ки х , н а сыщ енны х сцен , у д ач н о и сп олн енны х ро- л ей . Так, например, в спектакле «Че­ ловек и глобус» В. Лаврентьева, поставленном главным режиссе­ ром театра В. Киселевым, с боль­ шой силой прозвучали первые реп­ лики главного героя пьесы — про­ фессора Бармина, роль которого играет заслуженный артист РСФСР К. Баздеров. Бармин должен убе­ дить многих руководителей, что для совершенно нового и необыч­ ного дела — создания атомного оружия — необходимо отказаться от многих казавшихся бесспорны­ ми представлений и взглядов. По­ сле каждой фразы исполнитель де­ лает небольшую паузу и смотрит прямо п глаза собеседника. И мы . к а к и т е , с к ем в с т р е ­ ч а е т с я Б а р м и н н а сц ен е , н е м о ­ ж е м не почу в с тв о в а т ь , ч то это ч ел о в е к , к о торы й все про д ум ал , не боится в з я т ь н а с ебя с ам ую больш ую о тв е т с т в енн о с т ь и в любом споре готов ид ти до к о н ­ ц а . В о зни к а е т з а я в к а н а о б р а з зн ач и т ел ьн о го и с амобы тного ч ел о в е к а . Очень смело проводит сцену с генералом Зуевым артист Е. Иоф­ фе, исполняющий роль Цветкова— одного из сподвижников Бармина. Он настолько захвачен важностью темы разговора, что совершенно забывает о субординации, не боит­ ся возможности личных неприят­ ностей, лишь бы заставить вни­ мательно отнестись к его заявле­ нию о необходимости начать рабо­ ты по расщеплению урана. Про­ стота и сила отличают эпизоди­ ческий образ крестьянки Ф. Шевя- ковой. Забавна и по-своему тро­ гательна тетка жены Бармина Мар- иузя — А. Астанина. В с п е к т а к л е молодого р еж и с ­ с е р а В . К е л л е -П е л л е «И в ан В а ­ си л ь е ви ч » М. Б у л г а к о в а точное чу в ство комедийного ж а н р а р а ­ д у е т в рабо т е н ародно го а р т и ­ с т а Р С Ф С Р В . Т ум ан о в а (в т е х сц ен ах , в к о т о ры х он и г р а е т у п р а в д ом а ), в исполнении роли М ило сл а в с ко го Е . И оф ф е н д ь я ­ к а — С. Щ ен нн к о вым . В д ру гом с п е к т а к л е т о го ж е р еж и с с е р а «С п р а в е д л и в о с т ь — м о е р ем е с ло » JI. Ж у х о ви ц к о го е с т ь много ин т е р е сны х находок р еж и с с е р а , х у д ож н и к а — заслу-" ж ен н о го х у д ож н и к а Р С Ф С Р В . Ч у д з и н а и р я д а а к т ер о в . З ап ом и н аю т с я п е р в а я бес ед а гл а вно го д ей с твующ е го л и ц а с п е к т а к л я — ж у р н а л и с т а Не- сп ан о в а (а р ти с т JI. Н иц ен ко ) с п р а к ти к а н т к о й Мухиной, его р а зг о в о р с Нин ой н а д н е р ож д е ­ ни я в больниц е , моноло г о дру ­ ге. ко торого .не у сп ел и спасти . Есть несомненная «изюминка» в озорной, бравирующей своим ци­ низмом Таньие Мухиной. Впечат­ ляющие работы можно найти и у исполнителей небольших ролей. Чувствуются ум и доброта у скром­ ного заведующего отделом газе­ ты, которого играет В. Макаров. Очень достоверен профессор Леон­ тьев — заслуженный артист РСФСР В. Камкин, значителен об­ раз старого журналиста Федотыча, сыгранный заслуженным артистом РСФСР В. Тарасовым, хорошо чи­ тает свои стихи и реагирует на отношение к ним окружающих по­ эт — С. Вагинов и т. п. В с п е к т а к л е «С т а рш и й сын» А . В ам пн ло в а х оч ет с я особо вы д ел и т ь и сп о лн и т ел я роли В а ­ с еньки М. С амочко . В поста­ но вк е с к а з к и «В а с и л и с а П р е ­ к р а с н а я » о т ли чн а я Б а б а -Я г а (ар ти с т В . М а к а р о в ), у д ач н а сц ен а с т о л к н о в ени я с н ей И в а ­ н а (ар ти с т В. С том енок ). М ож ­ но н а з в а т ь и ещ е н ем ал о от­ д е л ь ны х у д ач . Вс е это говорит о з н а ч и т е л ь ны х т в о р ч е с ки х в о з ­ м ож н о с т я х т е а т р а . XX О Е С Л И в е с ти р е ч ь о спек- -1 -1 т а к л я х или х о т я бы в аж ­ нейших р о л я х в ц е л ом , т о зд е сь полож ени е б уд е т у ж е более с л ож ны м . Т а к , К. Б а з д е р о в , оч ен ь у д ач н о нач авший р а с с к а з о Б а рм и н е , ф а к т и ч е с к и не до ­ б а в л я е т на п р о т яж ени и всего сп е к т а к л я ничего сущ е с т в енн о ­ го к обрисовке вн у тр енн его ми­ р а этого зам е ч а т е л ь н о г о ч е л о ­ в е к а . Его Б а р м и н все б ольш е с т ан о в и т с я бы то вой ф и г у р ой — он х л о п а е т по спинам с воих со­ т р у дн и к о в . п р и п л я сы в а е т с ни ­ ми в м и н у т у уд ач и , п ь е т чай . Н о о с ам ом г л а вн ом — его ду­ ховной ж и з н и в п ери од р еш е ­ ни я им о громных , порою к аж у ­ щ и х с я с в е р х ч ел о в еч е с к им и з а ­ д ач , в т ом ч и с л е и н р а в с т в ен ­ ны х , м ы у ж е ни ч е го н е у зн а ем . И монологи его н ачин аю т з в у ­ ч а т ь просто к а к т е а т р а л ь н ы е монологи . Точно т а к ж е я Е . И о ф ф е ничего не д о б а в л я е т к том у , что мы у з н а л н о Ц в е т ­ ков е в п ер вой его сцене. И со ­ всем у ж е ни ч е го н е п о в ед ал н ам о д р у гом п ом ощ ник е Б а р м и н а Ч е р д а н ц е в е , к а к о лично с ти , и н ди в и ду ал ьн о с ти а р т и с т В . К ри в ош е е в . В р е з у л ь т а т е мы все б о льш е у з н а ем о собы ­ т и я х в о б л а с ти атомн о го о р у ­ ж и я (но о них мы з н а л и и до это го ) и все м ен ьш е о лю д я х , к о т о ры м и эти с о бы т и я в ы з в а ­ ны к жи зни . С о в с ем н ем а сш т абн о и попро­ с т у н е у б е д и т е л ь н о сы г р а ны ро ­ ли го су д а р с т в е н ны х д е я т е л е й , к о т о ры е р у ко в одили р аботой в о бл а с ти атомн ой эн ер ги и . С ы ­ г р а ны совс ем сл або , х о т я т е ж е а к т е ры в д р у ги х р о л я х п о к а зы ­ в а л и , ч то у них е с ть к а ч е с тв а , н еобходимы е д л я б о л е е у сп еш ­ ного с о з д ан и я э ти х в аж н ы х об­ р а зов . Так, просто «добрым дядюшкой» стал у В. Тарасова генерал Зуев. Хотя здесь, конечно, в первую оче­ редь важно было показать желез­ ную волю Зуева, масштабность его личности, давшую ему возмож­ ность сразу же правильно разоб­ раться в сложнейшей ситуации. А судя по исполнению роли Федоты­ ча, артист вполне мог создать та- иой масштабный образ. Глядя на вялого, несобранного человена, ка ­ ким выглядит о исполнении В. Мам­ кина Гришанков, никак нельзя по­ верить, что это сгусток энергии, нрупнейший организатор — сталь­ ная пружина, заставлявшая в труднейшие военные годы всю промышленность страны выпол­ нять вне всякой очереди порою странные и непонятные для всех, ироме узкого круга посвященных, заказы. Между тем в роли Леон­ тьева В. Камкин показал, что мо­ жет создавать образы убедитель­ ные, достоверные. И совсем сла­ бым, потерявшим все силы духов­ ные и - физические, выглядит в спектакле другой руководитель — Семен Николаевич в трактовке В. Туманова, хотя по пьесе и жи з­ ни это совсем иной образ, и, судя по игре В. Туманова в «Иване Ва­ сильевиче», он вполне мог сы­ грать своего героя значительнее м многообразнее. Не хватает в целом значи­ тельности, глубины и герою спектакля «Справедливость — мое ремесло» Неспанову в ис­ полнении Л. Ниценко, несмот­ ря на ряд удачных мест в его работе, о которых речь шла вы­ ше. Веришь, что Неспанов-Нн- ценко — симпатичный, искрен­ ний молодой человек. Но пове­ рить в то, что это незаурядный журналист, «король» фельето­ на, значительно труднее. И ка­ тегоричность моральных пози­ ций Несланова у Л. Ниценко — это скорее довольно часто встре­ чающаяся юношеская беском­ промиссность, чем сознательная позиция зрелого, всесторонне знающего жизнь человека. Так, например, когда после своего ошибочного фельетона он наста­ ивает на опровержении, в голо­ се его звучат истерические нот­ ки, что вряд ли соответствует образу Неспанова. И если артисткой Азарченко хо­ рошо передана необычность обли­ ка Таньки Мухиной и роль сыгра­ на по-актерски ярко, то главное в образе — тема ноаветвенного ста­ новления Мухиной все больше от­ ходит у исполнительницы на вто- рой план. Пожалуй, не случайно в этом спектакле едва ли не самой яриой оказалась сцена выпивки в боль­ нице, сыгранная просто к а к весе­ лая вечериииа (в пьесе главное в этой сцене — второй план — то, что собрались люди, больные смер­ тельной болезнью). А подвыпив­ ший муж , отлично сыгранный са­ мим постановщиком В. Келле-Пел­ ле, именно там. где он предстает иаи «душа общества» (хотя в пье­ се опять-таии не это главное в об­ разе), запоминается намного силь­ нее, чем ряд гораздо более важных по идейной значимости персона­ жей. это мож*т ГТОЧЕМУ все А * ТТѴЮТТ, Л»CV'T j им е т ь м е с то? Думается, гліййая йфйява здесь одна. Она заключается в недостатке внимания театра, прежде всего -его режиссуры, к расстановке акцентов, выделе­ нию главного, выдвижению его на первый план по сравнению с второстепенным. Стоит како­ му-нибудь эпизоду в пьесе ока­ заться написанным более выиг­ рышно или прийтись ближе к индивидуальности кого-либо нз актеров, н именно этот эпизод оказывается в центре внимания театра, а следовательно, и зри­ теля, независимо от того, ка­ кую значимость этот эпизод имеет для общего идейно-худо- жественного звучания спектак­ ля. Также с легкостью та или иная роль «поворачивается» в каких-то частях в соответствии с данными или пристрастиями исполнителя, опять-таки без достаточного внимания к тому, как это повлияет на образ или спектакль в целом. Театр в большинстве случа­ ев идет по «верхнему слою» драматургии, воплощаемой на его сцене. А поскольку сцена всегда, как говорил Маяковский, «увеличительное стекло», то нередко слабые стороны пьес, преодолению которых не уде­ лялось достаточного внимания, с особенной силой проявляются в его спектаклях. • * • За короткое время, прове­ денное в Мурманске, довелось встретиться с большим количе­ ством интересных н ярких лю­ дей. И даже при кратком обще­ нии с ними было ясно: главное, что способствовало становлению личности каждого нз них, — это смелое движение навстре­ чу трудностям, готовность к нх преодолению, без которой нель­ зя успешно работать и побеж­ дать в суровых условиях За­ полярья. Вот такого движения хочется пожелать Мурманскому театру в его дальнейшей рабо­ те. * К . КРИВИЦКИРГ Искусствовед. ішиішіншіиішішішішшиііі поляры ая пгаваа з СТР. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz