История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

• РЕПОРТАЖ С РАБОЧЕГО В Х О Д А Когда з ах о д иш ь в т е а т р с р абоч е го входа, нет того п ри ­ поднято го н а с т р о ени я , с ко­ т о рым обычно п ри ходиш ь на сп е к т а к л ь . Ещ е не вы в еш ен у п ар адно го входа р е п е р т у ­ а р . З а больш ими п ар адным и д в е р ям и п о к а пу с тынно ... К аж е т с я , что т е а т р зам е р до о т к ры т и я нового с е зона . Но эт о не т ак . Ж и з н ь зд е сь н а ч и н а е т с я с р анн его у т р а и к он ч а е т с я по здно вечером . Н а с т о л е у в а х т е р а уютно кипит ч айник . В ф ой е , где у ж е до зе р к а л ь н о го б л е с к а н а т е р т п а р к е т , как -то по-до­ м аш н ем у з в у ч а т з н а к омы е воем п о зы в ны е « Последних и зв е с т и й » . Но на одной и з в е ­ ш а л о к у ж е н е гд е повесить п ал ь то . О бы чн ая р а б о ч а я об­ с т ан о в к а . Скоро о т к ры т и е с е ­ з о н а— В этот ч а с в к р а сн ом у го л ­ к е у ж е идет ч и т к а новой п ь е ­ сы « А зо р и з д е с ь тихи е ...» . В одном и з н ом е р о в ж у р н а ­ л а «Ю н о с т ь » з а 1 9 6 9 год бы л а оп у б ли к о в ан а пове с т ь Б о р и с а В а си л ь е в а « А зори з д е с ь т и х и е ...» . Она р а с с к а ­ з а л а в том , к а к в б ли зком от ф р о н т а т ы л у н е с е т с луж б у зе ни тн о -пул ем етный о т р яд д евуш ек -добро вольц ев : о том , к а к м е ч т а л и они по в еч ер ам о б у д ущ ем , в с т р е ч а я в есну 1 9 4 2 года; к а к п я т е р о и з них п ош ли з а с т арш ин ой Б а с к о ­ вым в л е с , в погоню з а д ву ­ м я н ем ец ким и д и в ер с ан т ам и , а и х о к а з а л о с ь ш е с тн адц а т ь ... П е р е д к аж ды м ак т ер ом т ек с т . Ещ е н е т костюмов, н е т грим а , н х о т я в с е прои с ­ ходит просто в кр а сн ом у г о л ­ к е , з д е с ь у ж е р ож д аю т с я бу­ д ущ и е эп и зо ды нового с п е к ­ т а к л я . Васкок «Н у , боец Брн ч - нннаТ» Б р в ч г аш в : «С кустов р о с а сбита. С п р а в а ещ е д ерж и т с я , а с л е в а от доро ги сби та» . Р еж и с с е р поднима е т р у ­ ку* Н е т , нет. Н адо ещ е бы стр е е . Она готова в с т а т ь в любой мом ент, в ед ь он а з а ­ щ ищ а е т его ... СнѳДа и сно в а п р о ч и ты в а ­ е т с я кусок . К ом е л ь в б в а : «М ож е т , он н арочнб в э то бйлото ле зе т, от н ем ц е в п о д а л ьш е » . * Врячкнна: «Н е п р а в д у ты ...» 12 сентября 1971 А к т е ры сид я т з а длинным столом . Все ещ е условно : не т л е с а , нет болота, но всем уж е х оч ет с я д ей с тви я. Кто- то в с т а е т со с т у л а , кто-то з а ­ кури в а е т... П о с т ан о вщ и к с п е к т а к л я — гл а вны й р еж и с с е р т е а т р а — В а си лий В а сил ь е вич К и с е ­ л е в о с т ан а в ли в а е т читку: — Стоп , стоп. Н е р а з б и ­ вайте ф р а з у . Вы говорите, зд е сь а рм и я . К то а рм и я ? По­ сле ш у ток з д е с ь вп ер вы е конфли кт . Н е н адо его бо ­ я т ь с я . П о в е с ть с и л ь н а п р а в ­ дой. К о нф л и к т во зни к по то ­ м у , что о тд ел ени е не боеспо­ собно . Но людного все х о р о ­ ш ие... А р т и с ты сп о р я т , о т с таи в а ­ ют своих героев. В. В . К и с ел е в п р о д о лж а ­ ет: — В о зни к к онф л и к т . Так. П о зи ц и я Бри ч к ин ой я с н а ... Т еп ер ь , см о три те , мне к а ­ ж е т с я , вот э т о т кусоч ек ... В а с ко в п о л е з в болото . И в д р у г вы я с н я е т с я , что т ам опасно. А д е в ч а т а у ж е н а ч а ­ л и п о д о зр е в а т ь его. В а сков говорит: «М ам у п о зв а т ь не успе е т е !» З н а ч и т , т ам очен ь опасно : м ер тв о е , гиб ельное место ... Но вы ещ е не д о лж ­ ны с д а в а т ь с я в своем к о н ­ ф ли к т е . Ск аж ит е ? н ем н ож е ч ­ ко и з д е в а я с ь . З д е с ь м ож е т бы т ь д в а ход а: и л и наи вно , или и зд е в а я с ь ... Т а к с к аж д о й новой чи т ­ кой все г л у бж е в о сп ри ним а ­ е т с я п ь е с а . Р еж и с с е р п р е д ­ л а г а е т с д е л а т ь не точную к о ­ пию прош ло го , а б у д о р аж а ­ щ ую по эти ч е скую кар тин у . Почти 3 0 л е т пр ош л о с той поры . В р е м я с л о в н о с т ер л о все с л у ч айн о е , обыденное, остави в л иш ь т е ч ер ты , ко ­ т о ры е н е п ер е с т аю т в ы зы ­ ва т ь ж и в о е волн ени е н с ей ­ час. По этом у нуж н о н е доку ­ м ен т ал ьн о е пов е с тво в ани е , а л е г ен д а о павших . Лю ди р а с ­ к ры в аю т с я в этой очен ь т еп ­ лой ч ело в ечной ис тории в своей ин ди виду ал ьн о сти , н е ­ повторимости , но в д ухов ­ ном един с тв е , ко торо е они п ро ти воп о с тавл яю т врагу . Вот н а эт о п р и зы в а е т гл а вны й р еж и с с е р а к т еро в : В л а д и м и р а С т ом ен к а (ВАс- ков ). К л а вдию Б е л о в у (Г а л я Ч е т в е р т а к ), Лю дм и л у Б а я е ц - кую (Л и з а Б р и ч к и н а ), Н а ­ т а л ью Ч е т в е р и к о в у (Соня Гѵрвич ). Е л е н у М а зу р о в у ( Р и т а О сянин а ). П ь е с а бы л а п р и н я т а в об-‘ л а с тн ом д р ам а ти ч е с к ом т е ­ а т р е единодушно . И эт о по ­ зв о л я е т н а д е я т ь с я , что но­ вый сп е к т а к л ь б уде т глубо ­ ким . эм оци он ал ьным ... А в ц е х а х т ем временем кипит рабо т а . В з а л е , где р а ­ ботаю т д е к о р а то ры , р а з л о ­ ж е н о громный зан а в е с . Порт­ ниха — д е к о р а т о р З о я Я к о в ­ л е в н а сш и в а е т поло тнищ а. З д е с ь д ел аю т , к а к приня то го вори т ь в т е а т р е , «о д еж ду сц ены » . Д л я т ех . кто ни р а з у не бы л з а к у ли с ам и т е а т р а , к аж ды й цех . к аж д а я м а с т е р ­ с к а я — о ткры ти е . Все рабо ­ таю т в т е а т р е в т е сн ом со ­ д р уж е с т в е . В костюмерной идет п р им ер к а ново го костю ­ м а д л я м олодо го а к т е р а В и ­ т а л и я Гриш ко , к о т о ры й вво­ ди т ся в новом т е а т р а л ь н ом с е зон е н а р о л ь В а с ь ки П еп ­ л а в с п е к т а к л е «Н а дне» М. Г орько го . К р а с н а я в м е л ­ кий ц в е т о ч е к косоворотка, с е ры е х о лщ о вы е ш таны ... Ви т алий п одним а е т р у ки : чу ть ш ироко в а т а . В о к р у г не- . го портнихи ... Костюм сш и т м од ел ь ер а - м и -з а к р ойщ и к ам и мастеп- ской М. И . Елхиной . В. Е. Ж у р л о в о й , А . М. Орловской. К к аж д ом у сп е к т а к лю им при х о ди тс я ш и т ь до 3 0 кос­ тюмов. Ф а с о ны н е к о то ры х п омн ят , н а в е р н о е , т о л ь к о н а ­ ш и б абуш ки ... В г р им е р н ом ц ех е тихо. С т ар ейш и й г рим ер -худож ни к Кон с т ан тин П е тро вич У л ь я ­ нов р аб о т а е т з д е с ь с м ом ен ­ т а о сно в ани я т е а т р а . Цех з а ­ н я т вводом н о вы х актеров . Х удож ни ки и г р и м е ры р а б о ­ т аю т вместе. З д е с ь все, к а к в н а с т о ящ е й п а р и км а х е р ­ ской. Н а по л к ах д е с я т к и м а ­ нек ено в с и з ящ ны м и п р и ч е с ­ ками . н а с т о л е д в е п а ры но­ в ен ь к и х усов. Пустуют по­ к а ещ е грим -уборные. Н а сц ен е — б ри г а д а с т а р ­ ш его м аш и н и с т а сц е ны Ю р и я Воронова. Е е р ем он тирую т, п р о в ер яю т м е х ан и змы , ве­ ш аю т д екорации . В р е кв н зи т о р с к ом цехе со ­ зд аю т о б ст ано вк у 20 -х годов. Н а с т о л е — н а с т о ящ а я д в ух ­ р я д к а е п у го виц ами д л я В а с ь к и П еп л а . К с т а ти , ее прин е с по про с ьб е т е а т р а один и з ж и т е л е й М у рм ан ­ ска . — К а ж д а я д е т а л ь в спек­ т а к л е — это пр а вд а , и с к р е н ­ ность, — говорит з а в е д ую ­ щ а я р е к ви зи т о р с ким цехом Т а м а р а А л е к с е е в н а Корсу - нова. В р ем я п р и б л иж а е т с я уж е к 9 ч а с ам в е ч ер а . Но т е а т р не пус т е е т. В з а л е снова и снова репетиции ... До о т к ры ­ т и я нового с е з о н а ос т ало сь н е с к ольк о дней. П ер вый сп е к т а к л ь — в п я тниц у , 17 с ент ября . Г. ЕРМОНСКАЯ. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz