История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

Леонид НИЦЕНКО — лауреат его участников. Сегодня газета прошлого тура смотра творчест- начинает публиковать портрет ай­ ва артистической молодежи обла- тераг где делается попытка про­ сти. Начался новый этап смотра» анализировать пока еще неболь- и молодой артист снова в числе шой его творческий путь. С ПЕКТАКЛЬ НАШЕГО ТЕАТРА «Прошлым летом в Чулим- ске» по пьесе А. Вампилова — драма высочайшего накала стра­ стей. Если бы пьеса со схожим сюжетом попала на сцену про­ шлого века, трагики развернулись бы в ней вовсю. Но пьеса совре­ менная, а играют в ней актеры нашего времени. И по ней можно судить о некоторых особенностях современного театра и актера. Главная роль следователя Ша­ манова поручена Леониду Ни­ ценко. Даже іТо первому впечатлению п р и в л е к а е т к ак ая -то р в ущ а я с я н а ­ р уж у т я г а к чистоте , к обновле ­ нию. Внешне в с е вы гл яди т иначе. Все его сущ е с тво вроде бы сми ­ рилось . сломлено . С к у ч ны й ,. вя ­ лый , равнодушный , несобранный . Но по тому яр о с тн ом у всплеску , при котором в и л к а в его р у к е п р е ­ в р ащ а е т с я в рогатину , н а кото ­ рую он н а с аж и в а е т невидимых врагов , ч у в ству ет ся , что э т о т ч е ­ л о в е к ещ е не сд ал ся (на верхнем снимке). В к аж дом слове Ш аманова , в каждом ж е с т е — б е зр а зли ч и е . Но э то то н апу скн о е равнодуши е , под ко торым с к ры в аю т с я с тр асти необы кновекной мощи . Ш аманов не сд авш ий ся , а сдавш ий . Он сдал позиции , но не мож ет сло ­ ж и т ь оружие . К АКОЙ ЖЕ ОН, современ­ ный актер, и может ли в на­ ше время быть актер несовре­ менным? Актерское искусство отражает не столько внешние черты време­ ни, сколько человека — творца эпохи. Время налагает особый от­ печаток на людей. Быть современ­ ным актером — значит прежде всего быть современным* челове­ ком. Не по одежде, языку, мане­ рам, а по образу' мыслей и по действиям. Высокий к у л ь ту рны й уровень з р и т е л я тр ебу ет о т а к т е р а , чтобы он был ин тел л е к ту а л ен . А ктер о б я з ан не тол ько п р ои зн о си ть ум ­ ны е слова , но и т а к п р о н и к а т ь в них , чтобы с амы й о б р а зо в ан ны й .з р и т е л ь поним ал — э то говори т '. умный ч еловек , с ним ин тересно . рТ емп ж и зн и со зд ал новую ф орм у :д р ам а ту р ги ч е ско г о прои звед ени я . ^ Элегическое, н еторопливое разви* і тие к о нф л и к т а давн о уш ло в про- «j шлое. Создался коро ткий по в р е ­ мени , но н а сыщ енны й действием и мы слью новый тип др ам а тур гии , •лДва а к т а , ч еты р е -п я т ь д ей с т ­ вующ их лиц , един ство м еста , ди ­ н ам и к а сц ени ч еской ж и зн и — все это с т ави т п е р ед совр ем енным а к т ер ом непрем енное у сло ви е — бы ть личностью . Н еобычайно вы ­ с о к а я о бщ еств енн ая значимо с ть , всепроникающ ее влияние а к т е р а Чем меньше вокруг справедли­ вости, добра, тем больше о них мечтается. Тем сильнее к ним стремятся, хотя порой боятся при­ знаться в этом себе. Таков и Шаманов Леонида Ни­ ценко. / Кульминация об р а з а — встр еч а Ш ам анова с Павлом (в ин тересной ин т ерп р е т ац ии В. Стоменка). Ша­ м анов бу кв ал ьно родился заново , у знав , что его лю бит молодая, пре ­ к р а сн а я . ч и с т а я девуш ка . Для не ­ го это а к т во зрождения . С Валей он с в я зы в а е т мы сли о будущем . Но ?.ігновенный в зл е т мечты см е ­ н я ет ся раздум ьем . В этом тоже кач е с тво совр ем енно го ч ел о в ек а и а к т е р а . Все в о сп рин им а е т с я т е ­ п е р ь не стол ько сердцем , скол ько разумом . Мы м ечтаем о необы кно ­ венной любви , а с тол кну вш и с ь с ней, бежим без оглядки . В стр етили сь соп ерники . Предла­ г а я Павлу пистолет, Шаманов-Ни- ценко пон ач алу б р а ви р у е т не хр абро стью , а бе зр а зличи ем . Как все просто! В э то т момент он ду­ мает тол ьк о о себе. Себя уби ть он не хоч ет и ие может. Не и з т р у ­ сости или недо с та тка волн. Нет! Просто подсо зн ательно , несмотря па все невзгоды , он вери т . Вера си льн ей его слабости . Бы ть у б и ­ тым другим? Тут у ж судьба . И к о г ­ д а у П авла уж е нет пути н а з ад — пистолет п ри с т авл ен к животу Ш аманова. — то т обнимет голову п арн я , прижм ё т ее к плечу , з а ­ к ры в а я ем у гл а з а , оп р а в ды в а я убийцу , д а в а я ему во зм ожно сть с о в е рш и ть к а к бы б е с с о зн а т е л ь ­ ное действие . Ж е р т в а — палач , палач — ж ер тва ... Кто и з ни х кто? В этом весь Шаманов. В этом весь Ниценко. Актер не рвет на груди рубаху и страсти в клочья. Он разрывается сам. Нерв совре­ менного человека бьется в нем. Его Шаманов сдерживается до нечеловеческого, казалось бы, предела. Предела, который сжи­ гает все внутри. Но уж когда на­ пряжение переходит границу, то на наших глазах вспыхивает такое пламя, что, кажется, все сгорает в нем. Современный человек приучен к огромным нервным нагрузкам. И Леонид Ниценко знает это. Жажда добра и справедливости даже у последнего предела вот основная мысль актера. Она современна так же, как и актер, вложивший ее в обраэ. - (через телевидение , кино, театр) п р едъ я вл яю т к нему соверш енно новые тр ебования . Идейность, э т и ­ к а . м о р ал ь современного а к т е р а должны бы ть н а такой вы соте , чтобы у з р и т ел я во зни кл а по ­ тр ебно сть бы ть похожим не то л ь ­ ко на обр азы , с о зд ан ны е им. но и На сам о го творца . Одна и з х а р а к т е р н ы х вн еш них ч е р т современно го а к т е р а — пол ­ ное о т су т с т ви е аф ф е к т а ц и и в п р о ­ явл ении ч у в с т в и в по с туп к ах , д аж е н е к а я н а р о ч и т а я при землен - ность , и с к у сн а я и г р а в неверие необходимости вн еш н е го п р о я в л е ­ ния эмоций . А ктер неи зм ерим о глубже чем когда -либо п е р еж и в а ­ ет любое чу вство вну тр енне . У него р а зви то чу вство вну тр енней др ам атур гии , т е а т р а в себе. Мало говоря , он много вообр аж а ет , а зн ачи т , тонко ч у в с т в у е т . Нервные ок он ч ан и я современно го ч ело в ек а обнаж ены , Каждое, д аж е легкое при ко снов ени е о т р аж а е т с я в ду­ ше, И в гл а з а х . Ведь г л а з а — з ер к ал о а к т е р а . СОВРЕ­ МЕННЫЙ АКТЁР Творческий портрет актера Мурманского областнѳго драматичешго театра Леонида КИЦЕНП Эта черта раскрывается в лег­ кой усмешке, иронии над всем* что требует проявления чувств. И над собой, как творцом, если логика образа подсказывает не­ обходимость ее проявления. Но за этим скрывается необычайно высокое чувство гордости, боязни показаться смешным там, где есть хоть малейший намек стать’ им. За этой усмешкой, как за щи^ том, скрыта извечная потребность' в выражении высоких чувств еьн соким слогом. Помимо п он яти я со вр ем енн о с ти а к т е р а сущ е с т в у е т т в о р ч е с к а я ин ­ ди ви ду ал ьн о сть . К ак нет один ако ­ вы х с о в р ем ен ны х людей , т а к не бы в а е т а к т е р о в , п о х ож и х д р у г на д ру га . В т е а т р е т е п е р ь нет д е л е ­ ний а к т е р о в н а ам плу а . Вероят ­ но, это хорош о . Ведь ам п л у а — я р лы к а к т е р а , ч ащ е по чисто вн ешним к ач ествам . Г І ОПРОБУЙТЕ определить * * амплуа Леонида Ниценко. Он сыграл Актера («На дне») и современного актера Андрея («Три дня и вечность»), Неспано- ва («Справедливость —- мое ре­ месло»), Бусыгина («Старший Сын»), Кочкарева («Женитьба»), дона Мануэля («Дама-невидим- ка»), Шурика («Счастливый Шу­ рик») и еще несколько менее зна­ чительных ролей. И это за четы­ ре сезона. Разные роли. По-раз­ ному решаются они актером. Но непроизвольно привносит он свое современное отношение И Совре­ менные черты. В спектакле4 «Старший сына Леонид Ниценко создал обраэ Бусыгина (нижний герой привлекает неоднозначностью, чай, когда актер нашел множеств во оттенков ведущего цвета об­ раза. А цвет этот — доброта. . Удивительная доброта, пробиваю­ щаяся через множество помех. Б у сы гин у Ниценко — уж е сло ­ ж и вш а я с я личность . У него т в ерды й , х о т я и ерш и с ты й х а р а к ­ тер . Уже в первом появл ении Бу ­ сы гин не просто зам ер зш ий , о к а ­ з а вш и й с я б е з к р о в а на ноч ь п а ­ рень . а ч е л о в е к со своим о тнош е ­ нием к прои сш едш ем у к ом и ч е ско ­ му вн ешн е событию . «У людей кож а толстая* . — го вори т он, и :щ этой ф р а зой — гор еч ь много ­ опытного ч еловека , н е р а з с т а л ­ ки в ающ е го с я с лю дской ч е р с т ­ востью . ко торы й сам ст ал от э то ­ го внешне ч ер ств ее , ж ес тч е . Попав в необычную ситуацию* Бусы гин -Ниценко к а к бы п е р еж и т в а е т давно п ер еж и то е , п е р ед ум ан ­ ное. Он зо л н а С ар аф ано в а , будто соб ственны й о тец п е р ед ним . И хо тя в сцене , ко гда Б у сы гин п р е д с т а в л я е т с я В асеньке , а Са­ р аф а н о в вы я сн я е т им я е го м а т е ­ ри, а к т е р ч у ть -ч у ть п е р е и г ры в а ­ ет . к ом и ку я си туацию , д аж е з д е с ь Б у сы гин — ч ел о в ек чу тки й , о т ­ зы вчи вы й . О бъясняясь* с лю би ­ мой, с т р ем я с ь о т кры т ь ей г л а з а на н едалеко го ж ен их а , он д ел а ­ е т это со злой иронией , с с а р к а з ­ мом. Но э т а зл о с т ь на ч ел о в еч е ­ скую бли зору ко сть , а не на кон ­ к р е т н ы х людей — Нину и Куди­ мова. С арка зм , рож денны й в с е тем ж е стр ем л ени ем к х орош ем у , Qн видит, что хорош о , ч то плохо . Й потому не поним ает , к а к ж е другие -то не видят . Он у лы б а е т с я н а д милыми н еур ядиц ам и с ем ьи С ар аф ано вы х , но в то ж е в р ем я с о зн а е т , что он с ам — един ст ­ в енны й , к то м ож ет им помочь , Б у сы гин немно го ск о в ан н е е с т е ­ с тв енно стью полож ения . Он уж е £ р ад бы сб еж а ть и з этого дома, но в то ж е в р ем я чувству ет , что при чи ни т всем гоое, со в е рш и т п р ед а те л ь с тво . В Б у сы гин е п р о ­ б уж д а е т с я о тв е т с тв ен н о с ть , ис ­ к о н н а я о б я з а н н о с ть м уж чины — о х р а н я т ь очаг. Он в зро сл ее т , с т а ­ н о в и т с я сер ь е зн ей . В Бусыгине Леонид Ниценко остается собой по сути. Он вдох­ нул а образ свое понимание жиз­ ни, свое отношение к действию. Стремление актера к современ­ ной манере исполнения воплоти­ лось а роли как внешне, так и внутренне. Бусыгин — личность и интеллектуал, в меру ироничен, легко раним, живет болью дру­ гих, сдержан в проявлении чувств/ бткрыт душевному благородству и щедрости. Л. ФЕЛЬДМАН, театровед, ^Продолжение следует.), , . снимок)* Его прежде всего Это тот слу«

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz