История Мурманского областного драматического театра по страницам газет (1941-1991) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 190 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа: сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате Portable Document Format (PDF).

UEPE3 сложный лабиринт ка- *ких-то коридоров, перехо­ дов, лестниц вы попадаете в не­ большой кабинет, который вгідЛ- не можно было бы назвать ком­ натой чудес. На стенах в раМкйх и без рамок висят картины, на­ броски, эскизы, на стеллажах — груды чертежей, книг. На специальных подставках — Макеты театральной сцены. Некоторые, как говорят в теат­ ра, «заряжены», снабжены ми­ ниатюрной, прямо-таки игру­ шечной декорацией. Это ма­ ленькие интерьеры, в которых есть столы, стулья, прочая ме­ бель. Есть ДаЖе занавески. На Чертежном Столе ~ детали разобранного макета и, конечно же, чертеж сцены, на которой будет происходить действие очередного спектакля. Хозяин этой чудёснОй комна­ ты — заведующий постановоч­ ной частью . МурМанСкого об­ ластного драматического театра Аркадий Николаевич Кгіязев. Собственно, о характере его тру­ да и обязанностей как раз и рассказывает лучше всего его кабинет. Зритель, приходя на спек­ такль, застает уже все готовым: готовые декорации, костюмы, реквизит. Определённым обра­ зом организована сцена. Все это органично вкЛЮчёно в спек­ такль, играя там свою, малень­ кую или большую, но всегда важную роль. ' Вот за всю эту постановочную часть и отвечает ее заведующий. Сколько сил уходит на чисто техническую подготовку спек­ такля, не всегда знают не только зрители, но и актеры. Начинается все с Художест­ венного совета, на котором ут­ верждаются эскизы оформления сцены. Дело художника — найти образное решение оформления спектакля (в соответствии с за- МЫСЛОМ реЖйОбера) и ЩЖста- ТОВАРИЩ О ТОВА РИЩ Е КОМНАТЫЧУДЕС вить его в общем виде. А вся деталировка, как гово­ рится, до гвоздика, до проволоч- ки остается за постановочной частью. На эскизе — сооруже­ ние, напоминающее мостик. Затем к эскизу добавляется ра­ бочий чертеж. Аркадий Николаевич с пред­ ставителями подсобных цехов подробно разбирает, из каких деталей должна состоять «эта штука», как детали должны крепиться между сЬбой. • — Здесь надо Прибавить гйоз- дей, — слышитСя его деловитый голос. — Учтите: человек, кото­ рый весит пусть даже сто кило­ граммов, должен проходить тут спокойно. Построить декорацию — глав­ ная задача. Когда ата часть ра­ боты сделана, можно вздохнуть. Правда, останется еще тысяча всяких мелочей, вопросов, возни с которыми хватит до самого спектакля. Кабинет заведующего поста­ новочной частью — это штаб, направляющий и связующий работу всех вспомогательных цехов. Аркадий Николаевич постоян­ но беседует с гримерами, бута^ форами. Памятуя о необходимо­ сти бережно относиться к сред­ ствам, он прежде всего Думает о том, нельзя ли использовать (конечно, без ущерба для дела) старый реквизит, что-то приспо*- собить, переделать... В работе Князеву «помогает» прекрасное знание театра. Ведь он, можно сказать,; вырос здесь. Пришел в театр в 1950 году ше- стнаДцатяЛеТним rtOffipOcrxOM, не оконний даже средней шко­ лы. Его взяли рабочим сцены. Уже тоеда любую, самум, каза­ лась бы, неблагодарную работу он Выполнял с любовью. Просто приятно было смотреть. — Влюблен В театр, — говори­ ли про него. Эта влюбленность, одержи­ мость работой й НОепОСОбСтйойа- ла быстрому его прбДВиженшо. Через Месяц он уже был стар­ шим рабочим сцены. А ч і год — помощником режі (оставаясь прй этом старшим рабочим сцены). Иногда Аркадия занимали а ма­ леньких ролик. И к аткм садим выступлениям Он относился серь­ езно и Ответственно. как и и лю­ бому другому делу. Однажды про­ изошел непредвиденный случай, о котором н сейчас к театре вспоми­ нают с уЛывкой. В однЬм из спек­ таклей он должен был сыграть «часойого при пакете». На репети­ ций* tee шла хорошо, но t t бремя премьеры маленький Ларнншк* • длинной ие но ростѵ шнкелн, с еинтоанОй йыгллдел настолько ко­ мичным, что арители смеялись. Ча­ совой яйно отвлекал их от важного диалога, который шел а ѵд время на сцене. растерявшийся режиссер шептал из-за кулис: — Уходи, Аркаша, ее сцены! А тот, не разжимая зуво», Чуть слышно отвечал: „Не могу... Пвст покинуть н« мвгу? ѵ Тан и простоял до закрытий за- nttlfCfl» После службы а советской Армии Аркадий КзхАШ снОйа вернулся в ■***£. Как будто и не было этого трехлетнего от­ сутствия. С еще большим энту­ зиазмом взяЛсй он за работу. Вскоре его избрали секретарем комсомольской организации. Заведующим постановочной частью Аркадий Николаевич стал пять дет назад. Ответствен­ ная должность потребовала пре­ жде всего знаний. А их-то как раз Оказалось недостаточно. Князев окончил вечернюю шко­ лу, учился в Москве на кур­ сах при мастерских ВТО. Неза­ менимым помощником оказался и собственный опыт долгбй ра­ боты в театре. Объединить усилия всех це­ хов, работающих на спектакль: поделочного, монтировочного, столярногО, костюмерного» гри­ мерного, бутафорского, реквизи- торского — задача нелегкая. У нас шутЯт, что заведующему по­ становочной частью приходится быть и художником, и инжене­ ром, и архитектором, а также плотником, столяром и слеса­ рем! А Князев, надо добайиТь к этому, всегда не тоЛько руково­ дитель, НО й ученик. Учиться 6н не стесняется. Потому, наверно, и авторитетом пользуется насто­ ящим, подлинным, как гойорит- ся. не по долгу, а по душё. Когда в коллективе узнали, что Аркадию Николаевичу Кня­ зеву присвоено зйанйё заслу­ женного работника культуры РСФСР, радость была общей. Мы знаем, что это эйаниё не даст А. Й. Князейу успокоиться, остановиться. Каждый дёнь мы ййЯйМ этого СкрОмногО человека в поисках, в труде, в вёчно ки­ пучей жизни театра, той повсе- Днеёнбй, наполненной заббтамм ЖИ&Ни, которая скрвіТа от глаа зрителей. В. КАМКИН. Заслуженный артист РСФСР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz