Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

43 стовъ, какъ у Юмъ-егора, хотя бы кь ней и пришлось прокладывать грун­ товую дорогу-шоссе отъ ближайшей станціи. Мѣстность здѣсь возвышенная и сухая, виды по Мурдозеру и на горы прелестны и разнообразны, во всей окружности прекрасная охота на лѣсную и водяную дпчь и т. д. и т. д. Я думаю, изъ одного этого уголка художники могли бы вынести цѣлую выставку картинъ. Во многихъ мѣстахъ Мурдозеро очень узко, и тогда въ немъ замѣ- чается довольно сильное теченіе. У начала его есть даже два малепькіе порога, которые препятствуютъ движенію лодокъ только въ малз’ю воду. ІІо совѣту пашихъ лопарей, большинство народа вышло изъ карбасовъ и обошло пороги по берегу. Но моимъ юношамъ ненремѣнно хотѣлось юркнуть по струѣ и это имъ удалось беіъ всякихъ приключеній, задній лее карбасъ,. нагруженный багажемъ и сидѣвшій глубже, немного кокнулся дномъ о к а ­ мень, но и это обошлось благополучно. Рѣка Кола вытекаетъ изъ Мурдозера тихимъ, ровнымъ и мелкимъ порогомъ. Ширина струи саж. 25. Весною вода, поднимается на 1 — 2 арш. Отъ конца Мурдозера пѣшеходная дорога идетъ до небольшого плеса рѣки Колы, имѣющаго двѣ версты длины и доходящаго до устья рѣки Кицы, гдѣ расположена лѣтняя Кицкая станція. Передъ плесомъ ширина Колы не болѣе ВО саж. Весною вода поднимается здѣсь аршиНа на В и врядъ ли болѣе, при чемъ не выходитъ изъ береговъ. Въ предѣлахъ плеса рѣка течетъ въ ровномъ корытѣ, шириною по меженнему уровню саж. 2 5— 30. Берега ниже и ровнѣе, съ одиночными откосами. Рѣка Кица впадаетъ въ Колу подъ прямымъ угломъ и весною размы- ваетъ свой правый берегъ, нижняя часть котораго состоитъ изъ массы отмытыхъ валуновъ. Большинство изъ нихъ не тяжелѣе 2 — 3 пуд., но есть и порядочные: отъ 10 до 50 пуд. вѣсомъ; впрочемъ самыхъ крупныхъ мало. Груды подобныхъ же валуновъ сложены и на обоихъ берегахъ Колы, ниже впаденія въ нее Кицы. Ледохода по Колѣ не бываетъ, потому что озерный ледъ таетъ на мѣстѣ; по Кицѣ же ледъ идетъ съ ближайшихъ ея плесовъ. Въ теплые годы раньше вскрывается Кица и потомъ Кола, въ холодные годы — обратно. Высокая вода держится 1— 2 недѣли, при чемъ наибольшее повышеніе воды при сліяніи рѣкъ въ рѣдкіе годы доходитъ до 1 ,5и саж. Отъ Кицкой станціи рѣка Кола бѣжитъ сплошными порогами на лро- тяженіи 18 верстъ, гдѣ начинается плесъ длиною 15 верста, за которымъ слѣдуеть опять трехверстный порогъ, до впадееія рѣки въ Кольскую губу. Здѣсь, какъ и вездѣ, пороги обходятъ дорогою, а плесомъ плывутъ па лод- кахъ. Отъ Кицы до ручья Шонгп, бЬгухцаго въ глубокомъ оврагѣ и впа- даюіцаго въ Колу у начала ея плеса, но пѣшеходной дорогЬ считается 18 верстъ; это самая длинпая и при томъ, кажется, самая гористая тай- бола на всемъ пути отъ Капдалакши до г. Колы. Впрочемъ, неудобство дороги и тутъ происходитъ больше отъ того, что пролагавшіе ее мало забо­ тились о подъемахъ и спускахъ. . На послѣднихъ 5 верстахъ дорога вьется между болотами, скалистыми буграми и скопленіями огромныхъ валуновъ. Дно ручья Шонги песчапое, но въ сторонѣ слышенъ шумъ его пороговъ. _ По серединѣ 18-ти-верстнаго перехода, влѣво отъ дороги, находится Половина— ту ядра, на которую мы взошли для осмотра местности. Высота

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz