Риппас, Б. А. На Кольском полуострове : отчёт о поездке летом 1894 г. для осмотра местности по линии предполагаемой Санкт-Петербург-Мурманской железной дороги / Б. А. Риппас, чл. Инженер. совета М-ва путей сообщения. – Петроград : Типография Министерства путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К°), 1915. – [2], 84 с.

44 горы падъ уровнемъ моря по нашему опредѣленію барометромъ 9 8 8 фут. Съ- вершины ея вся окрестная страна представляется хаосомъ лѣсистыхъ горъ со многими вершииами голыхъ тундръ, достигают,ихъ значительной высоты. Ближайшія части страны спускаются амфитеатрами къ глубокой долинѣ рѣкп Колы, протекающей у подножія Половины— тундры и уходя­ щей изгибами своими къ сѣверѵ. Верхнее теченіе Колы съ ея озерами заслоняется тундрами Куада-вайвенчъ, за Кицею же мѣстность поднимается къ югу сравнительно плавно. Отъ Кицы къ устью ручья Шонги, по напра ­ вленно зимника, тянется болотистая долина, которая, хотя и представляется низменностью, но относительно уровня рѣки Колы находится еще па довольно значительной высотѣ. Кромѣ того, она имѣетъ крутые уклоны и у устья Шонги заканчивается высокими и крутыми косогорами къ рѣкѣ Колѣ. Н а лѣвомъ берегу рѣки Колы, па нѣкоторомъ отъ пея разстояніп, ндетъ мѣсгность довольно высокая, но сравнительно ровная, примѣрно на всемъ протяжеиіи отъ конца Мурдозера до 3 - х ъ озеръ, видныхъ къ северо- западу. Далѣе же выступаетъ высокій поперечный крялгъ, круто спускаю- щшся къ рѣкѣ. Средній уклонъ порожистой части рѣки Колы составляетъ около 0 ,0(|3. Отъ устья ручья Шопги на протяженіи 15 верстъ рѣка Кола течетъ плесомъ съ перемѣнною скоростью, такъ что при малой водѣ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ обнаруживаются даже неболыніе пороги. Н а всей длинѣ плеса лѣвый, очень высокій берегъ, идетъ большею частью ровнымъ откосомъ, отделяющимся отъ рѣки широкими террасами. Высота этихъ террасъ различна: отъ 3 до 10 саж. и можетъ быть выше, поверхность же ихъ горизонтальна или слегка наклонена въ сторону рѣки. Крутой высокій берегъ нодступаетъ иногда и къ самой рѣкѣ, а въ двухъ— трехъ мѣстахъ показываются свалы, но на небольшомъ протяженіи. На двухъ крутыхъ и весьма высокнхъ косогорахъ берега, спускающихся прямо въ рѣку, замѣтнр поверхностные сплывы, покрывающіе буграми своими значительную часть этихъ косогоровъ. Въ общемъ, лѣвый берегъ гораздо ровнѣе ираваго. Откосы высокихъ береговъ и береговыхъ террасъ крутые и правильные. Первые достигаютъ грандіозной высоты и покрыты сосновымъ лѣсомъ, тогда какъ на террасахъ преобладаютъ березовыя заросли. Груитъ береговыхъ террасъ состоитъ большею частью изъ ледниковыхъ глинъ сипяго и сѣраго цвѣта, прикрытыхъ на высотѣ нѣсколькихъ сажень падъ уровпемъ рѣки пластами песку. Глины эти плотныя, но сырыя и мѣетами по нимъ сочится вода. , Массивы высокихъ береговъ, по всей вѣроятности, состоять изъ основ- ныхъ скалистыхъ породъ, въ большинстве случаевъ прикрытыхъ толщами хрящеватаго песка съ ваіунами. Ііовидимому, большой илесъ Колы нѣкогда представлялъ ледниковое озеро, гдѣ отлагались нѣжныя глинистыя частицы и отмытый песокъ, въ пластахъ которыхъ впослѣдствіе рѣка прокопала свое русло. Илесъ Колы очень живописенъ и здѣсь также съ устройствомъ желѣз- ной дороги с л ѣ д о в а л о бы поставить гостиницу для туристовъ, которая могла бы вмѣстѣ съ тѣмъ служить увеселительнымъ пунктомъ для жителей _ города Колы и Екатерининскаго порта. § 9. Городъ Кола. Наконецъ. высадившись на берегъ рѣки въ коицѣ плеса и переваливъ по пічгехолной дорогѣ черезъ гору Салавараку, мы прибыли 15 іюля въ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz